Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников.
В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста в целом и через игровую деятельность.
Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру[19,32].
Для проверки эффективности разработанной методики был проведён педагогический эксперимент.
На этапе констатирующего эксперимента был поставлен ряд задач:
Выявить уровень знаний детей о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года.
Определить морально-ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ДЯ-С № 1 р.п. Сузун, Новосибирской области с 5.04.06 по 7.04.07.
Экспериментальную и контрольную группы сотавляли дети старших «А» и «Б» детских групп, приблизительно равные по уровню развития и уровню педагогического мастерства воспитателей, в количестве 20 человек.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи данного этапа.
Для эксперимента были подобраны следующие типы заданий:
Задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Проблемные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе.
Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Задание 1
Цель.
Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Методика проведения
Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, предлагаю ребёнку ещё раз предлагается подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Выясняется, по каким признакам он разместил животных на карте.
После того как ребёнок справился с заданием ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и ответить на следующие вопросы:
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нём?
- Твоё отношение к ним.
Задание 2.
Цель.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей растительного мира.
Оборудование.
Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонёк); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон, картинки с деревьями, ягодами и грибами, цветами леса и цветами сада, кустарник,