Детская и юношеская субкультуры
Актуальность темы исследования – заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие личности.
Цель работы – выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
задачи:
1. Провести анализ проблем социального воспитания подростков;
2. Раскрыть сущность понятий социальное воспитание и субкультура;
3. Раскрыть психологические особенности возрастной субкультуры;
4. Показать влияние субкультуры на социальное воспитание подростков.
Объект исследования: особенности процесса социального воспитания подростков.
Предмет исследования: характер влияния детской и юношеской субкультур на процесс социального воспитания.
Гипотеза исследования :
Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния детской и юношеской субкультуры на социализацию подростков:
Методы исследования - теоретический анализ источников и документов, наблюдение.
Практическая значимость – на основе изученного материала выявить степень влияния социальной группы и общества на развитие подростка как отдельной личности и определить возможность предотвращения и исправления негативных последствий такого влияния.
Степень разработанности проблемы.
Проблема развития в юношеском возрасте изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение.
В этом плане значительную ценность представляют работы В.А. Крутецкого[14], А.С. Макаренко[16],Д.Б. Эльконина[32], М.Г.Ярошевского[34].
Проблемами социального воспитания детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) М.Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники.[19]
Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам социализации, ее периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Он посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях, но самым большим вкладом в развитие не только отечественной, но и мировой педагогики было разработка и внедрение новой системы обучения, так называемого «Развивающего обучения»[32]
В трудах Макаренко разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей [16].
В нашей стране изучением процесса социализации личности занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина [22], М.Н. Руткевич [22], В.И. Чупров [31] и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. Поэтому проблемы исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами, которая развивается обособленно.
Методологической базой исследования послужили идеи А.С. Макаренко о роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роли культурно-досуговой деятельности в социализации подростков, Г.И. Фроловой о значении клуба в клубной деятельности коллектива в формировании личности, идеи А.С. Беличевой о значении организации полноценного общения с окружающими для коррекции отклоняющегося поведения.
- Сущность понятия «подростковая субкультура»
- Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры.
- Влияние субкультуры на социальное воспитание личности.
- Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков.
- Диагностический этап исследования.
- Педагогические рекомендации.
- Заключение