Педагогические рекомендации.
Исходя из социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, социально-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. Помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием .
Социально-педагогическая помощь старшеклассникам — представителям неофициальных юношеских субкультур возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека; имеет характер диалектического компромисса:
— при безусловном принятии воспитанника, какие бы идеи он ни разделял, информирование его о возможных социальных санкциях,
— при выстраивании диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов,
— при организации движения мысли в диалоге от субъективных смыслов школьника к социокультурным значениям, оснащение воспитанника недостающими средствами понимания и самовыражения.
На основе идей педагогической герменевтики И.Д. Демаковой [10] представляется возможным сформулировать еще одно условие социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям неофициальных юношеских субкультур — адекватность имиджа педагога — субъекта помощи юношеской субкультуре
, владение педагогом референтной для старшеклассников деятельностью.
Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя — является важными составляющими имиджа. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности.
Социально-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, брейк-дэнс, граффити, ролевые игры и т.д.). Кроме этого, педагог может владеть смежными с субкультурными видами деятельности, например: акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, спортивная аэробика, дизайн и другое.
Необходимым условием успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника — конструктивный диалог
что предполагает:
— наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником,
— общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,
— консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;
— эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.
— оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.
Важным условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик,
что содействует:
— раскрепощению, принятию воспитанником себя,
— овладению школьником различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах,
— освоению воспитанником способами решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога со взрослыми, с представителями других субкультур).
Организация экспериментирования и самовыражения в сфере юношеской субкультуры осуществляется посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода забав, игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителей той или иной субкультуры. На карнавальных площадках важную роль играет социально-психологическая атмосфера раскованности, которая обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры воспитатель должен принимать стилистику субкультуры как модель самореализации учащихся .[24]