Влияние деловой игры на изменение уровня мотивации обучаемых
Кроме сравнения контрольной и экспериментальной групп по уровню обученности иностранному языку было проведено изучение мотивации по двум специальным анкетам.
Для исследования общеучебной мотивации использовалась анкета №1 по методике А.А. Реана и В.А. Якунина, которая включала 16 мотивов (см приложение № 1), каждый мотив нужно было оценить по 7 – балльной шкале. 1 балл соответствовал минимальной значимости какого – либо мотива для студента, а 7 баллов – максимальной. Использование в эксперименте анкеты №1 имело целью выяснить уровень мотивации учебной деятельности в контрольных и экспериментальных группах до и после экспериментального обучения. Был подсчитан средний балл ответа на каждый вопрос, а затем среднее значение ответов всех обучаемых.
Средний показатель мотивации контрольной группы до обучения составлял 4,8 (см. табл.7). После обучения контрольный группы по традиционной методике с применением в конце темы в качестве формы контроля диалога/полилога, средней уровень мотивации вырос до 5,18 баллов, т.е. увеличился на 0,32, что соответствует 6,5%. Рост уровня мотивации объясняется тем, что изучаемые темы вызвали у студентов интерес и способствовали раскрытию их резервных возможностей.
В экспериментальной группе до обучающего эксперимента средний уровень мотивации был 4,9 баллов, после проведения деловой игры средний уровень мотивации увеличился до 5,6, т.е. на 0,7%, что составляет 13,%. Средний уровень мотивации в экспериментальной группе вырос не только за счет интереса к теме, но и за счет эффективного метода обучения, применение которого способствовало раскрытию творческого и интеллектуального потенциала студентов. Средний уровень мотивации в экспериментальной группе увеличился в 2,1 раза по сравнению с контрольной группой.
Табл.7
Средней уровень мотивации в баллах |
Разница в баллах |
Разница в % | ||
До обучения |
После обучения | |||
Полилог (контрольная группа) |
4,86 |
5,18 |
0,32 |
6,5 |
Деловая игра (экспериментальная группа) |
4,99 |
5,68 |
0,7 |
13,9 |
Кроме анкеты №1, было проведено исследование уровня мотивации к изучению иностранного (в данном случае французского) языка по анкете №2 (см. приложение 2). Анкета №2 содержит восемнадцать мотивов, значимость каждого из которых студенты должны были оценить по 7 балльной шкале. Усредненные данные по анкете №2 приведены в таблице 3.
Табл.3
Средней уровень мотивации в баллах |
Разница в баллах |
Разница в % | ||
До обучения |
После обучения | |||
Полилог (контрольная группа) |
4,73 |
5,04 |
0,31 |
6,7 |
Деловая игра (экспериментальная группа) |
4,80 |
5,61 |
0,81 |
16,8 |