Педагогические технологии активизации обучения: общая характеристика, особенности
Высшей формой проявления активности и самостоятельности человека можно рассматривать его саморегуляцию, самоуправление, при которых реализуется активность субъекта, его актуальные и потенциальные возможности не только в организации и преобразовании окружения, но и в организации и управлении собственными действиями, поведением. Как следствие, появляется способность студента к самоуправлению, которая проявляется в следующих формах: самостоятельное определение и переопределение целей, самостоятельное приобретение знаний (самообразование), принятие решений, самоорганизация, коммуникативная активность, самоконтроль и саморегуляция.
В.А. Якунин, приводя анализ эмпирических данных по проблеме эффективности обучения студентов в высшей школе, отмечает, что в большинстве они не являются субъектами учебно-познавательной деятельности (26). Он также констатирует отсутствие у студентов профессиональной направленности и положительной мотивации, слабую учебную активность и ориентацию на репродуктивные способы решения учебных задач, недостаточный уровень умственной самостоятельности и учебной самоорганизации, неразвитость самоконтроля и профессионального самосознания. В.А. Якунин считает, что все это обусловливает необходимость внешнего педагогического управления учебной деятельностью студентов.
Важно заметить, что учебная активность может быть рассмотрена как поведенческая форма проявления учебной мотивации студента. Влияние ценностного отношения к будущей профессии на учебную активность и успешность студента опосредовано его ценностным отношением к учебным дисциплинам.
А. А. Вербицкий доказывает, что стратегическим направлением
интенсификации и активизации обучения в высшей школе является не
увеличение объема передаваемой информации, ее «спрессовывания»
или ускорения процессов считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включение в него студента на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности (5).
Педагогам следует размышлять не о «принуждении» к активности, а о побуждении к ней; необходимо определять и реализовывать дидактические и психологические условия порождения активности личности в познавательной деятельности. Это может быть достигнуто только при понимании обучения как личностно опосредованного процесса взаимодействия и общения преподавателя и студента, направленного на достижение объединяющей их цели - формирование творческой личности специалиста.
Такое понимание проблемы обусловило появление понятия «активное обучение», которое отражает переход от преимущественно регламентирующих и алгоритмизированных форм и методов организации образовательного процесса в высшей школе к развивающим, проблемным, исследовательским, творческим, которые обеспечивают порождение познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, познавательной активности.
А.А. Вербицкий пишет, что теоретический анализ лучшего педагогического опыта доказывает, что наиболее характерным направлением повышения эффективности вузовского обучения и является создание таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности.