Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
"Речь предназначена для того, чтобы учиться" - писал Коменский. Считая язык важнейшим средством познания, Песталоцци относил его к "вспомогательной силе человеческой природы", предназначенной помочь ребенку плодотворно усвоить знания, приобретенные путем чувственного восприятия. Поэтому главную цель и значение языка он видел в том, чтобы вести ребенка от смутных чувственных восприятий к четким понятиям.
При этом Песталоцци отмечал, что "язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия". Эту мысль прекрасно развил впоследствии Ушинский. Усматривая тесную связь между языком и народом, который им владеет, Ушинский находил, что каждое новое поколение, овладевая без особого труда родным языком "усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествующих поколений". Поэтому ребенок, овладевая родным языком, учится не только условным звукам, но "пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова". При этом ребенок усваивает не только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. [31, 558]
Оценивая роль языка в развитии познавательных и умственных способностей детей, Ушинский с полным основанием называет его в этом отношении "великим народным педагогом", "наставником и учителем".
Сказанное выше о значении языка, о его роли в общем развитии ребенка предполагает уже вывод о том, какой непоправимый вред могут иметь несовершенства, недостатки, расстройства речи для формирующегося человека. Прямых указаний на это в работах энциклопедистов-просветителей мы не находим, но предполагать такое заключение вполне правомерно.
Я.А. Коменский считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. При этом Коменский обращал внимание на то, что развитие речи у детей происходит с крайней неравномерностью. "Некоторые двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают, другие в пять лет едва делают тоже". Данное наблюдение позволило ему утверждать необходимость обучения речи детей, начиная с первого - второго года их жизни. Он выделял три ступени обучения: лепет (отдельные слова), связная речь, красноречие. На первой ступени должно изучаться основание языка - слова, которые в отдельности надо понимать, произносить и изменять. На второй ступени учить, как связывать из слов фразы и строить из них предложения и периоды. На третьей ступени - как из этих элементов должен вытекать поток речи, приятный и действующий на других.
Ж. - Ж. Руссо отмечал другую особенность детской речи. Он говорил, что первое развитие детства подвигается для ребенка со всех сторон разом. Он почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Здесь собственно начинается "первая эпоха его жизни" [31, 559].
И.Г. Песталоцци в развитии детской речи прослеживал определенные закономерности в последовательном овладении речью. Крик ребенка - это первое проявление его способности к речи. За криком следуют звуки, еще не имеющие никакой связи с членораздельной речью. Лишь много месяцев спустя эти звуки постепенно начинают походить на гласные и согласные, приближенные к звучанию некоторых слогов и слов, которые часто слышит ребенок. Ребенок "лепетно" повторяет вслед за матерью легкие звуки, простые слова, смысл которых он вначале не понимает. Этот период Песталоцци называет "подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи".
Изучение и овладение ребенком родного языка начинается, по мнению Песталоцци, с впечатлений от объектов, "чувственно познаваемых им при наблюдении, и названия которых сделались притом знакомыми его слуху и привычными его устам". Научившись узнавать объекты и произносить их названия, ребенок постепенно учится узнавать и выражать словами их свойства и действия, т.е. относящиеся к ним имена прилагательные и глаголы. Причем переход в усвоении речи от объектов к прилагательным, а от них к глаголам, отмечал Песталоцци, отнюдь не является последовательным во времени. Исходя из сказанного выше, Песталоцци в своей системе обучения речи детей выделяет 3 ступени:
1) обучение звуку, или средства развития органов речи.
2) обучение словам, или средства ознакомления с отдельными предметами.
3) обучение речи, или средства научиться ясно выражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в состоянии о них узнать.
К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что в процессе развития детской речи ребенок в силу особой подражательности овладевает языком взрослых, но сам еще не дорастает до этого языка. Поэтому множество слов, употребляемых ребенком, еще не является его духовным достоянием.