Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
состоит из следующих элементов:
1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.
2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.
3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.
5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.
6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.
7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.
8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.
Представляют интерес так называемые «оживлялки».
Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:
Упражнение 1:
• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
• щеки – вверх – вниз (10 раз);
• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);
• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
Упражнение 2:
• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);
• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);
• «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).
Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроках является психогимнастика (прил. 3). Школьники с удовольствием откликаются на задание учителя войти в образ сказочного или литературного героя. В начальной школе эмоционально настроиться на работу на уроке помогает вхождение в образ внимательного, старательного и активного ученика.