Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования Дымковской игрушки
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор наиболее эффективного способа формирования технических навыков и умений на занятиях лепки с использованием Дымковской игрушки, как средство развития творческих способностей.
Выбор Дымковской игрушки не случайный, т.к. именно яркость, образность, выразительность данных игрушек наиболее привлекательна для детей. Ознакомление с Дымковской игрушкой начинается на ранних ступенях художественно-эстетического воспитания и к подготовительной группе дети должны знать элементарные особенности данного вида народного промысла.
Характерной особенностью раздела «Художественно-эстетическое воспитание» (подготовительной к школе группы) Программы воспитания и обучения детей является расширение представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, а также о формировании эстетического отношения к художественно-творческой деятельности.
Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента.
В группе 22 человека, это дети со средними способностями к лепке, поэтому в построении предстоящих занятий мы исходили из реальных возможностей воспитанников. Сам вид декоративной лепки для детей не новый, но требует от них больше внимательности, аккуратности, старательности, т.к. дети должны помнить особенности лепки дымковских игрушек, должны уметь лепить из глины и разукрашивать игрушку рисунком, характерным для данного вида промысла.
Совместно с воспитателями данной группы был разработан примерный план работы по использованию дымковской игрушки на занятиях лепкой с детьми 6-7 лет (Приложение 3). В каждом месяце мы запланировали по два занятия по дымковской игрушке. Наша работа по формированию технических навыков и умений строилась на основе этого плана.
Динамика занятий идёт от простого к сложному, к выбору ребёнком тех или иных вариантов, предполагаемых воспитателем, к внесению ребёнком дополнений, обогащающих содержание рисунка, лепки, и наконец, к работе творческого характера. В каждом цикле занятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.
Для подготовительной группы подобранные занятия имеют большое практическое значение. Такого рода занятия, на которых дети работают коллективно, формируют у них навыки самооценки и контроля. Каждая новая программная задача повторяется в занятиях не менее двух раз на разном содержании, что способствует лучшему усвоению материала. Методика направлена не только на эстетическое развитие, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. На многих занятиях используются игровые приёмы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно – дидактические игры. В конце некоторых занятий используется приём обыгрывания выполненного. Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор, у нас игрушки расписные «Мы - ребята мастеровые, у нас игрушки расписные» и т.д. В данном плане широко используется художественное слово – это стихи, загадки и потешки, которые обогащают словарь дошкольников.
С воспитателями была проведена консультация «Дымковская игрушка, ее история и значение» (Приложение 4 ). В книжном уголке мы разместили книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, т.к. его стиль раскрашивания героев сказок, потешек сходен с росписью дымковских игрушек. Мы изготовили книгу –разукрашку по мотивам русских народных потешек и предложили детям разукрасить эту книгу. (Приложение 5 ) Для закрепления у детей представления о характере и особенностях дымковской народной глиняной игрушки было проведено открытое занятие с приглашением родителей и воспитателей других групп. (Приложение 6).
Для лучшего усвоения материала мы использовали социоигровые приёмы, т.е. через игру, через общение детей старались донести особенности дымковской игрушки. Дети работали по подгруппам, где можно было спросить у товарища, поучиться у него. Рабочий шум не возбранялся, главное, чтобы он был по делу. Игра « Палочка-всезналочка »(Приложение 7 ) как мы её назвали, позволила закрепить знания об элементах дымки, о её основных цветах, фигурках, которые лепили дымковские умельцы. Взяли эту игру мы не случайно, т.к. многие дети отказываются от игры из-за неуверенности в себе, игра перестаёт быть « страшной», когда можно воспользоваться ответом соседа и повторить его. Игра с картинками основана на развитии внимания детей, в игре дети уяснили, какие дымковские игрушки бывают, чем отличаются; у детей развивается произвольная память, причём как зрительная, так и слуховая. В своём занятии использовали приём «договорились», который снимал с педагога лидерство взрослого, создал союз между взрослым и ребёнком, если союза нет, то игра распадается и остаётся один труд, радость от которого сведётся к ожиданию - «когда же тётя позволит». Поэтому, в конце занятия мы дали возможность каждому ребёнку похвалить себя и свою работу, т.к. здесь важен личный результат, пусть на первый взгляд незначительный и невидимый для нас, т.к. взрослые не могут оценить возможности каждого. Для некоторых детей уже достижение вылепить часть туловища или оттянуть хвост от туловища .