Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»
· как дополнительные могут быть использованы и некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: «Что изменилось?», «В чем ошибка?».
«Закономерность циркуляции внимания – через каждые 6 – 10 секунд мозг отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая – то часть информации может быть потеряна. Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной – даже повышают концентрацию внимания». [22]
Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке. Но все–таки внимание можно развивать с помощью психологических упражнений.
Итак:
1. Внимание человека выражает его направленность на что–то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого–то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент.
2. Возникая на основе безусловного (ориентировочного) рефлекса, внимание ребенка уже на втором году жизни приобретает условнорефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, ее интересы, мышление и речь.
3. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, многие дети оказываются неспособными к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.
4. У учащихся необходимо развивать внимание, так как на его основе формируется особая черта личности – внимательность.
Таким образом, внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. В зависимости от причины возникновения, свойств раздражителя внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Внимание характеризуется рядом свойств: концентрацией, устойчивостью, распределением, переключением, объемом. Перечисленные качества нужно развивать у детей, начиная с дошкольного возраста.
Важной задачей учителя является устранение у учеников недостатков внимания – рассеянности, отвлекаемости, так как они мешают деятельности ребят на уроке.
Для развития внимания на уроках математики используются дидактические игры.