Выявление наличия тревожности и агрессивности
По нашему мнению, тревожность и агрессивность могут выступать как факторами, так и следствиями школьной дезадаптации. Достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако, после адаптационного периода, продолжающегося от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Т.к. наше исследование проводилось в конце учебного года, то оно позволило выявить детей с подлинной школьной тревожностью. для исследования была использована проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
При анализе рисунков было обнаружено, что очень часто повышенный фон агрессивности рисунка сочетается с изображением героев современных мультипликационных и художественных фильмов. Это позволяет предположить, что современная кино продукция негативно отражается на психике ребенка, особенно младшей возрастной группы.
Количественный анализ рисунка позволил выявит некоторые закономерности (Табл.3).
Таблица 3. Наличие тревожности и агрессивности в группах (в%).
1 группа |
2 группа |
3 группа | |
тревожность |
60 |
85,7 |
60 |
агрессивность |
20 |
85,7 |
60 |
Результаты, приведенные в таблице можно интерпретировать следующим образом: наибольший процент наличия тревожности наблюдается во втрой группе, это может выступать как фактор сильной школьной дезадаптации, связанной с неуспешным обучением. Вероятно, негативная реакция родителей на плохие оценки детей из второй группы (с хорошим уровнем интеллекта) вызывает ответную агрессивную реакцию, т.к. агрессивность в этой группе также имеет самый высокий показатель.
Результаты качественного анализа рисунков.
В первой конторольной группе, при оценке агрессивности, в первую очередь, учитывались устные комментарии испытуемых, например:
«Он злой, все ест, что встречается на его пути».
«Злой, убивает людей».
Два ребенка уточнили, что: «он убивает злых, плохих людей», «убивает, чтобы защитить своих друзей».
В качестве признака агрессивности учитывалось также наличие на рисунке острых шипов, зубов, когтей, общий эмоциональный фон.
О наличии тревожности свидетельствовало обилие деталей, штриховка, множество дополнений на рисунке.
В первой группе обследуемых выявлена в большинстве случаев защитная вербальная агрессия, проявляющаяся в основном в наличии зубов и в комментариях к рисунку.
во второй группе наряду с вербальной агрессией четко прослеживаются и другие ее формы:
- острые шипы, когти, направленные вверх, говорят о защите и агрессии против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, т.е. учителей и родителей;
- также встречается направленность защиты вниз – против насмешек, непризнания, боязни осуждения;
- защита боковая – недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.
Характер агрессивности у детей третьей группы имеет тенденции к защитной вербальной агрессии и недифференцированной опасливости.