Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе
Учитель - Но кроме пейзажных зарисовок противопоставляются и внутренние состояния героев рассказа. В центре повествования находятся две девочки, две сестры, Дуся и Ольга. Посмотрим, какова их реальность и мечта. Что они желают и что они имеют?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки - сироты, а их мечта - обрести семью.
Учитель - Какова композиция данного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Повествование ведется от третьего лица. Композиционные части расположены не в хронологическом порядке.
Учитель - Как называется это прием?
Ученик (предполагаемые ответы)- Инверсия композиционных частей. Этот прием делает более выпуклым противопоставление этих двух миров.
Учитель - В современной литературе очень распространено использование символов, условных сигналов, позволяющих активировать мысль читателя. Найдем такие символы в рассказе, которые сопровождают героев на протяжении всего рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Мотив ожидания. Девочки утомительно ждут своей очереди: с самого утра до позднего вечера, когда привезли - долго разгружали, появился народ, закрыли на обед…
Картинка с японцем - символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка.
Учитель - Следующее составляющее святочного рассказа - совершение чуда. Но чудо не должно быть каким-то сверхъестественным и волшебным. Это чудо человеческих дел, поступков, житейского везения. Какое чудо совершается в рассказе, по вашему мнению?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь - капусту.
Учитель - Верно, совершается "капустное чудо". В чем особенность этого сочетания слов "капустное чудо"?
Ученик (предполагаемые ответы)- Соединяются два несопоставимых понятия:
Чудо:
· нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
· нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
· сказочное, необычное;
· вызывает общее удивление, восхищение;
· удивительное, поразительное.
"КАПУСТА"
Учитель - Такой прием в литературе называется оксюморон. Посмотрим на определение.
Оксюморон - от греч. оxymoron - остроумное - глупое - один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Какое же новое смысловое качество этого сочетания мы можем выделить?
Ученик (предполагаемые ответы)- Свершение таинства и загадочности чудодейственного свершения намеренно снижается, приземляется. Чудо происходит на земле с людьми и при помощи людей.
Учитель - Кто же подвергается этим чудесным изменениям?
Ученик (предполагаемые ответы)- Изменения происходят с Ипатьевой: в начале появления девочек она была недовольна этим, но в конце рассказа мы видит, слышим, как она переживает за своих воспитанниц
"Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:
- Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…
- Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! - утешала ее Кротова.
- Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? - убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку."
Она поняла, что жить одна она уже не сможет, осознание самой себя она обретает только сейчас - и это осознание того, что в ней есть еще желание взять на себя ответственность, бремя за другого человека и есть человеческое чудо.
Учитель - Значит, финал рассказа счастливый? Все заканчивается хорошо? Чудо свершилось?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, финал рассказа открыт, и мы не можем сказать, что произойдет дальше:
"Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом: