Методические рекомендации по преподаванию литературы в школе
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущая роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом [23, c. 76].
Необходимо заметить, что следует использовать учебно-методический комплект (программу, учебники, методические рекомендации) одного автора или авторского коллектива, так как только в этом случае полностью осуществляются идеи, заложенные в них.
Нужно иметь в виду, что авторские программы и учебники были созданы до начала работы над стандартом общего образования по литературе, поэтому при составлении рабочей программы следует пользоваться Примерной программой по литературе для основной школы [18, c. 65].
Идея завершенности литературного образования в основной школе решается по-новому: предполагается подробное изучение творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л. Улицкой и др. при сохранении требований развития представлений об историко-литературном процессе от древности до современности [3, c. 45].
Кроме того, необходимо учесть, что 10% времени, отведенного на изучение литературы в каждом классе, используется на изучение регионального компонента, т.е. литературы Русского Севера. В соответствии с программой регионального компонента по литературе это составляет:
V – VIII классы – по 7 часов в год;
IX класс – по 10 часов;
X, XI классы, базовый уровень – по 10 часов, профильный уровень – по 17 часов в год.
Обязательным при составлении рабочих программ и тематического планирования является выделение часов внеклассного чтения:
V – XI классы (базовый уровень) – не менее 8 часов в год в каждом классе;
X – XI классы (профильный уровень) не менее 12 часов в год; (произведения рекомендованные для внеклассного чтения, указаны в авторских программах; развития речи:
в V – VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных);
в VII – VIII классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных);
в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных);
в X – XI классах (базовый уровень) – 8 сочинений (из них 6 аудиторных);
в X - XI классах (профильный уровень) – 10 аудиторных сочинений.
Для расширения, углубления знаний учащихся по литературе учитель может разработать программы элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения в соответствии с уровнем подготовки, интересами учащихся и возможностей школы (библиотеки) и учителя.