Результаты экспериментального исследования.
Анализ результатов данных психодиагностического обследования по субтесту «Повторение цифр» позволяет выявить следующее:
Третья экспериментальная группа детей с низкой интеллектуальной нормой.
Среднее арифметическое – 9
Среднее квадратичное отклонение s=1,94
min значение – 7
max значение – 13
Коэффициент вариации – 21%, что говорит о средней выраженности неоднородности выборки в проявлении данного признака в третьей группе детей с низкой интеллектуальной нормой.
Индивидуальные значения (min – 7, max –13) распределяется следующим образом: в зону средних значений (М±s; 7,06-10,94) попали индивидуальные значения семи респондентов, что составило 70% от общего числа экспериментальной выборки. В зону наибольших значений (М±2s; 11-12,88) попали индивидуальные значения одного респондента, что составило 10% от общего числа экспериментальной выборки.
В зону наименьших значений (М-2s; 5,12-7) попали два респондента 20% общей выборки.
Следовательно, кривая нормального распределения данного признака в третьей экспериментальной группе смещена в сторону наименьших значений.
Вторая экспериментальная группа.
Среднее арифметическое – 9,9
Среднее квадратичное отклонение s=2,48
min значение – 7
max значение – 15
Коэффициент вариации – 25%, что говорит о средней выраженности неоднородности выборки в проявлении данного признака во второй группе.
Индивидуальные значения (min – 7, max –15) распределяется следующим образом: в зону средних значений (М±s; 7,42-12,38) попали индивидуальные значения пяти респондентов, что составило 71% от общего числа экспериментальной выборки. В зону наибольших значений (М±2s; 13-14,86) попали индивидуальные значения одного респондента, что составило 14% от общего числа экспериментальной выборки.
В зону наименьших значений (М-2s; 4,94-7) попал один респондент – 14% выборки.
Следовательно кривая нормального распределения данного признака во второй экспериментальной группе соответствует закону нормального распределения.
Первая контрольная группа.
Среднее арифметическое – 12,4
Среднее квадратичное отклонение s=1,42
min значение – 10
max значение – 14
Коэффициент вариации – 11%, что говорит об относительной однородности выборки в проявлении данного признака в контрольной группе.
Индивидуальные значения (min – 10, max –14) распределяется следующим образом: в зону средних значений (М±s; 10,98-13,82) попали индивидуальные значения шести респондентов, что составило 60% от общего числа экспериментальной выборки. В зону наибольших значений (М±2s; 14-15,24) попали индивидуальные значения трех респондентов, что составило 30% от общего числа экспериментальной выборки.
В зону наименьших значений (М-2s; 9,56-10) попал один респондент – 10% от числа экспериментальной выборки.
Следовательно, кривая нормального распределения данного признака в первой контрольной группе сильно смещена в сторону наибольших значений.
Это говорит о достаточно высоких потенциальных возможностях и «широкой зоне развития» в этой области, несмотря на достаточно высокий средний показатель в контрольной группе, в отличие от третьей экспериментальной группы, где наблюдается смещение в сторону низких показателей. Т.е. с этими детьми необходима долгая кропотливая работа по развитию таких функций интеллекта как память, сосредоточенность, внимание. Несмотря на достаточно низкий показатель по этому субтесту во второй группе картина более утешительна, т.к. распределение индивидуальных значений этой выборки соответствует закону нормального распределения.
Хочется отметить достаточную однородность всех групп в проявлении данных признаков.