Урок 1. «Хамелеон – человек без чести и совести»
Цель
: формирование навыков анализа художественного произведения, рассмотреть рассказ «Хамелеон» как анекдот о приспособлении без чести и совести; роль детали и фамилии в обрисовке образа героя; формирование умений формулировать вопросы, работать в группе; развитие рефлексии.
Ход урока:
1) Подготовка восприятия учащихся.
– Как говорят про человека, который часто меняет свое мнение? (семь пятниц на неделе, двуличный, лицемер – на доске)
– А человека, мнение которого зависит от мнения и положения окружающих людей?
– Встречались ли вы с такими людьми?
– Всякого ли человека, меняющего свое мнение, можно назвать хамелеоном? (только человеком без чести и совести) На доске вывешиваются понятия «двуличный», «лицемер», напротив «честь», «совесть».
2) Формулирование проблемы.
– Почему так расположены понятия? (противопоставлены) Попробуйте сформулировать проблему, над которой будем работать на уроке.
Проблема становится темой урока «Хамелеон – человек без чести и совести».
Сегодня на уроке мы вчитываемся в рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», попытаемся понять, о чем хотел рассказать нам писатель, какие проблемы его волновали.
В своих произведениях писатель высмеивает человеческие пороки, делая это виртуозно, мастерски. К.И Чуковский в своей книге о Чехове пишет: «Два основных порока обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (эпиграф).
– Можно ли такого человека назвать лицемером, хамелеоном?
3) Инсценирование эпизода учащимися.
Предварительное задание: сформулируйте и запишите вопросы, просматривая фрагмент. Это могут быть вопросы по инсценировке или по произведению.
Индивидуальное задание: создать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту в 2–3 предложениях.
– Интересно ли вам было смотреть на одноклассников? Что им удалось отразить в образах героев?
4) Формулирование вопросов.
Учащиеся задают свои вопросы. На какие-то из них отвечаем сразу.
5) Работа в группах.
Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.
1 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
· Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее? Сколько раз она повторяется?
· Чей портрет в рассказе дан более подробно?
· К каким выводам вы пришли?
2 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
· Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?
· Сколько раз в тексте употребляется слово закон? Кто его произносит?
· Что такое закон для Хрюкина? Как помогают ответить на этот вопрос его слова: «у меня у самого брат в жандармах…»? Что такое закон для Очумелова?
3 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
· Чья речь преобладает в диалоге? Как вы думаете, почему?
· Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?
· Почему рассказ называется «Хамелеон»?
6) Подведение итогов. Рефлексия.
– Почему рассказ «Хамелеон» – это анекдот о приспособлении без чести и совести?
– Что каждый из вас понял? Чему научился? Что стало для вас открытием? (2–3 мин., затем работы заслушиваются)
Домашнее задание: напишите юмористический рассказ, используя «говорящие» фамилии, детали, характеризующие героев.
Из особенностей проведенного урока хочется отметить использование таких приемов как инсценировка эпизода рассказа, создание иллюстраций, а также сочетание групповой и индивидуальной работы. Таким образом при внешней простоте и использовании сравнительно простых форм и приемов урок получается интересным и насыщенным.
Однако учителя г. Могилева обращаются и к более сложным формам работы, включающими широкое использование средств наглядности, а иногда и компьютерных технологий. Автор данной работы мог наблюдать такой урок, проведенный в школе №8 (учитель Исаевская М.Г.)