Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка.
Выводы по первой главе.
Литературный анализ показал, что период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может.
Как указывала Л.И. Божович (1968г), переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности вопросы воспитания.
Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Таким образом, период начального обучения является одним из самых важных периодов формирования личности.
Школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности, неврозах, дидактогениях, различных эмоционально-поведенческих реакциях может наблюдаться на всех ступенях школьного обучения. Но наиболее важным является период начального обучения в школе.
Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе: высокий уровень – ребенок положительно относится к школе; средний уровень – ребенок положительно относится к школе, но требует контроля за своей деятельностью; низкий уровень – ребенок относится к школе отрицательно или безразлично.
Своеобразным микро коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его адаптацию в учебном поведении.
Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психическом развитии детей.
Обзор литературы показал, что проблема школьной дезадаптации недостаточно изучена и требует дальнейшей разработки.