Анализ раздела «Техническое творчество» 10 класс
4. Техника и технология для дома, приусадебного участка и домашней мастерской. Изделия: мотоплуг, мини-трактор, косилка, транспортная тележка, подъемник, насос, сеялка, светильник, деревообрабатывающее устройство, устройство для сбора, переработки и хранения урожая, приспособления для ухода за животными, устройства охраны и сигнализации для дома, автомобиля и др.
5. Техника для спорта и здоровья. Изделия: массажеры, спортивные снаряды, спортивно-развлекательные устройства для дома и мест отдыха и др.
6. Радиотехника. Изделия: радиоприемник, радиопередатчик, магнитофон, телевизор, калькулятор, часы, блок управления зажиганием автомобиля, сигнальное устройство, радиоэлектронная игра, система радиоуправления, игровая приставка к телевизору и др.
10. содержание практических работ учащихся, их характеристика, перечень объектов технологической деятельности учащихся:
Практические занятия, проводимые с классом или бригадами (группами) школьников по 7 — 10 человек, начиная с 3-й четверти X класса и до конца XI класса, связаны с изучением и освоением всех этапов создания нового объекта техники или декоративного изделия: от зарождения идеи до ее воплощения в материале. Кроме того, в ходе обучения школьники выполняют два проекта. Темы проектов выбираются индивидуально для каждого школьника- Проект (изделие) может выполнять также группа школьников, но при этом для каждого из них должна быть определена индивидуальная часть проекта. Темы проектов на данном этапе изучения и освоения технического творчества должны быть, как правило, типовыми (с внесением небольших усовершенствований в создаваемое изделие) и иметь учебный ознакомительный характер.
Примерные темы: совершенствование элементов оснащения класса (парта, указка, классная доска, стол учителя, наглядные пособия, светильники, механизм зашторивания окон, жалюзи, дверь, окно, шкафы, полки и т. п.); совершенствование элементов оснащения мастерской (инструмент режущий, измерительный, сборочный, приспособления, приборы, оборудование, стеллажи, тумбочки и др.); совершенствование простейших бытовых устройств, игр, игрушек и спортивно-развлекательных приспособлений. Темы проектов школьников, занимающихся в кружках технического или декоративно-прикладного творчества, могут выбираться в соответствии с направлениями этих кружков.
Проект должен завершаться созданием законченного объекта техники в натуральном виде или в виде макета с простейшим его техническим описанием, в котором обязательно должно содержаться объяснение того нового, что внес школьник в конструкцию или технологию и какой положительный (полезный) эффект дает это изменение.
По завершении проекта необходимо предусмотреть выставку работ, конкурс или участие в соревнованиях по спортивному моделизму. Для решения сложных технических вопросов целесообразно привлекать к занятиям в качестве консультантов ведущих специалистов предприятий, вузов и исследовательских организаций.
11. Характеристика форм и методов изучения данного учебного материала, рекомендуемых к использованию:
Для изучения данного учебного материала рекомендуются такие формы и методы, как эвристическая беседа, объяснение, самостоятельные и практические работы, демонстрация. Желательно применение в этом разделе активных форм и методов т.к. они позволяют установить прочные умственно-логические связи и сформировать необходимые ЗУНы.
12. Методические рекомендации по контролю качества знаний учащихся в данной технологической области:
Контроль качества знаний учащихся можно проводить следующим образом:
1. проведение тестирований по каждой теме раздела;
2. проведение итоговой викторины в конце четверти по всему разделу;
3. проведение конкурса по одной из тем;
проведение выставки работ результатов проекта
Учащиеся10 классов должны:
основные сведения о системности мира, потребностях человека и общества, их глобальных и частных (индивидуальных) проблемах;
зависимость развития техники (техносферы) от потребностей человека;
перспективы развития техники;
о влиянии техники на интеллектуальное и духовное развитие человека;
устройство технического объекта как системы, понятия подсистемы, надсистемы и элемента системы;
законы и закономерности строения и развития техники;
модели технических систем;
функции технического объекта и его элементов;
требования к техническому объекту;
недостатки технического объекта;
понятие технической задачи;
понятие технического творчества как вида технологии;
методы технического творчества;
виды и структуру технологических процессов.
Учащиеся должны уметь:
провести анализ технического объекта;
определить его функции, структуру, сформулировать требования и найти недостатки;
сформулировать техническую задачу совершенствования или создания нового объекта техники;
применять методы технического творчества;
разработать конструкцию несложных объектов техники;
разработать технологический маршрут изготовления технического объекта и определить необходимые средства технологического оснащения;