Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе у детей расширяют представления о труде представителей различных профессий. При этом нужно обязательно использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое место в социалистическом соревновании, хлеборобы области вырастили хороший урожай зерна и т.д.).
По-прежнему большое место в деятельности детей занимает труд по самообслуживанию, и внимание к нему воспитателя не должно ослабевать. Многие навыки у дошкольников уже сформированы. Однако педагог должен постоянно осуществлять контроль за деятельностью воспитанников по самообслуживанию, напоминать о необходимости следить за чистотой обуви, одежды, поддерживать чистоту личных вещей.
На 7-м год жизни ребенка можно привлекать к стирке носовых платков, лент, мешочка для физкультурной формы.
В этой группе важную роль продолжает играть хозяйственно-бытовой труд (посильное участие детей в уборке помещения и участка), который теперь носит более самостоятельный характер.
В процессе труда необходимо продолжать воспитывать у детей умения самостоятельно планировать свою и общую работу, распределять обязанности, подбирать материалы и оборудование и бережно пользоваться ими, употреблять наиболее рациональные приемы работы, осуществлять самоконтроль.
В первые дни воспитатель помогает детям распределить обязанности в совместном труде, разъясняет им правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами; если у кого-то что-то не получается, помоги: если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам.
Когда дети научатся трудиться вместе слаженно, дружно, следует поручать им организовывать работу самостоятельно; для них должен стать привычным еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Педагог заранее обсуждает вместе с воспитанниками, кто каким видом труда и в какой последовательности будет заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.
В совместном труде могут участвовать все дети. В некоторых случаях целесообразно объединять их по подгруппам (бригадам). Например, во время уборки на участке одна бригада сгребает опавшие листья, вторая - убирает сучья и камешки, третья - уносит мусор. Прежде чем дети начнут трудиться, воспитатель предлагает: "Дети, выберите бригадиров, и пусть они подойдут ко мне, чтобы получить задания". Внутри бригады дошкольники организуют работу самостоятельно. Педагог может объявить соревнование между бригадами. При подведении итогов необходимо принимать во внимание не только результат трудовой деятельности детей, но и умение договариваться, планировать работу, использовать рациональные приемы. Если дети знают, что по окончании работы они сами будут ее анализировать не только по качеству, но и по отношению каждого к труду, они постараются трудиться добросовестно. Для ребенка данного возраста общественное мнение имеет большое воспитательное значение.
Можно перед началом общей работы организовывать беседы, в процессе которых воспитатель ненавязчиво советует детям, как лучше организовать трудовую деятельность. Включаясь в труд, он показывает рациональные и экономичные приемы работы, учит осуществлять самоконтроль, объясняет, что хорошего общего результата можно добиться при условии, если каждый будет выполнять свою работу добросовестно, укладываясь приблизительно в один и тот же отрезок времени.
Очень важно привлекать детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей. Так, воспитатель может провести беседу о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать коллективное мнение. Иногда дети выражают слишком резкие суждения о своих сверстниках. Поэтому в ходе беседы педагог должен обращать внимание воспитанников на любые, пусть даже очень незначительные успехи детей, чаще других подвергающихся критике.