Заключение

Таким образом, изучая личности Наполеона, Александра 1 и Кутузова, учащиеся узнают о том, как жили эти исторические персоны, кто и как влиял на их воспитание, какую роль сыграли они в мировой истории и истории России.

Все эти личности современники, Александр 1 и Наполеон с 1807 по 1811 гг. – союзники, едва не породнившиеся между собой, до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга. И каждый из них, хотя и по-разному, сыграл роль Агамемнона Европы. Поэтому их биографы, так или иначе, сравнивают двух императоров.

Что же у них общего? Прежде всего, и тот и другой – деспоты, оба во главу решения любого вопроса ставили свою волю. Но в то же время они были разными. Наполеон представлял буржуазный прогресс, а Александр – феодальную реакцию. Но Наполеон дискредитировал прогрессивное начало как тиран внутри Франции и агрессор вне ее. Александр же маскировал свою реакционность многочисленными проектами реформ, ни один из которых не был реализован, из-за боязни феодального заговора, повлекшего бы дворцовый переворот или революцию. Память о двух императорах перестала быть чисто исследовательской. Александр не вызывает отрицательных эмоций во Франции, а Наполеону в России давно простили его нашествие 1812г.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, в дипломном исследовании были выявлены методические приемы изучения персоналий. На этой основе были разработаны экспериментальные уроки «Два императора. Начало пути», «Александр против Наполеона», «Отечественная война 1812 г.», «Агамемнон Европы», на которых использовались такие методы создания представления о личности как синхронизация, систематизация, персонификация, ролевая игра, интегрированность.

Анализ практики массового преподавания позволил выявить затруднения учащихся и учителей в создании представления о личности, проявляющиеся в сложностях с отбором материала, нехваткой времени на уроке для всестороннего рассмотрения той или иной персоны. Строгое соблюдение программы не позволяет более подробно останавливаться на изучении жизни и деятельности личности, поэтому этот материал в основном выносится на самостоятельное изучение, реже на факультативные или элективные курсы. Опрос и анкетирование учащихся показали, что интерес у учащихся к историческим персоналиям есть, но если он преподносится учителем ярко, эмоционально, если педагог останавливается подробно на воспитании, характере, личной жизни деятелей, их привычках, увлечениях, использует дополнительные средства информации.

При отборе содержания были использованы следующие произведения: Архангельский А.Н. «Александр 1», Ключевский В.О. «Русская история», Манфред А.З. «Наполеон Бонапарт», Троицкий Н.А. «Александр и Наполеон», Тарле Е.В. «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год», Тарле Е.В. «1812 год. Избранные произведения», Жилин А.П. «Михаил Илларионович Кутузов», Дмитриев Д.С. «Два императора», Тарле Е.В. «Талейран. Наполеон. Кутузов». Мы руководствовались тем, что материал должен быть интересен учащимся, поэтому обращали внимание на детские и юношеские годы личностей, на взаимоотношения императоров, а также уделили внимание последним годам жизни этих ярких личностей. Останавливаясь на персоне Кутузова, акцент делался на его полководческом и дипломатическом искусстве.

На уроках использовались следующие методические приемы: работа с биографическими данными, использование иллюстраций, исторических карт, мультимедийных средств обучения, самостоятельная работа учащихся, ролевые игры, дискуссия, сравнительный анализ.

Итоги формирующего эксперимента показали эффективность предложенной методики, что подтвердило рабочую гипотезу.

[an error occurred while processing the directive]