Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса
Третий параграф представляет Александра как реформатора, пытающегося вернуть утраченный после Тильзита авторитет: «…возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М.М. Сперанский». Говорится и о разрыве отношений Сперанского и императора, где последний выступает инициатором, поддавшись напору со стороны дворян.
Когда начинается Отечественная война 1812 года, об Александре пишется в параграфе четвёртом в связи первыми поражениями русской армии: «Неудачи первых недель войны, отступление русских войск без сражений породили при дворе и в обществе в целом не просто уныние, но и разговоры об измене.<…>Всё чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе…генерала М.И. Кутузова. Он никогда не был любимцем царя, который не мог простить ему поражения под Аустерлицем, самостоятельности, а главное популярности в народе. Тем не менее, Александр был вынужден уступить мнению общества. Подписав указ о назначении Кутузова главнокомандующим, он произнёс: «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки».
В пятом параграфе учебника говорится о заграничном походе русской армии. Здесь Александр показан в роли победителя: «Во главе российской армии на белом коне красовался император Александр 1, в одночасье ставший не просто победителем Наполеона, но и «царём царей». Он вынудил Наполеона подписать отречение от престола и отправиться в ссылку на остров Эльба близ берегов Италии.<…>Император не просто присутствовал на всех конгрессах Священного союза, но и выступал его фактическим вождём».
Послевоенной деятельности Александра 1 посвящен материал шестого параграфа учебника, в котором говорится, что «к концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить. Нерешённые проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания императора, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 году, и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел кару за мученическую смерть отца. Отсюда – усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр, - я приобрёл то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». Была запрещена деятельность ордена иезуитов, в учебных заведениях увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение».
Личность Наполеона Бонапарта подробно рассматривается в учебнике А.Я. Юдовской «Новая история. 1800-1913 гг.», хотя первые упоминания о «генерале Бонапарте» можно встретить в материалах учебника 7 класса, в связи с событиями Великой Французской революции.
В учебнике истории 8 класса личность Наполеона освящается в 11, 12 параграфах в связи с образованием и падением наполеоновской империи. Автор пишет, что «генерал Бонапарт, человек с республиканским прошлым, был принят спокойно в качестве главы государства. Установив военную диктатуру, Бонапарт занялся восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы. Он готовился управлять страной буржуа, крестьян и собственников». Речь в основном идет о деятельности консула в период с 1799 по 1804 гг. Далее в учебном материале Наполеон упоминается при описании своей коронации: «В мае 1804 года Наполеона провозгласили «императором французов», а в декабре того же года в соборе Парижской Богоматери состоялся торжественный акт коронации. Для этого случая специально была изготовлена золотая корона. В мае 1805 года в Милане Наполеон был коронован как король Италии. Он сам возложил на свою голову корону, только теперь это была железная корона, которую носил когда-то Карл Великий. «Бог вручил мне эту корону», - заявил Наполеон Бонапарт.