Средняя группа
Малоактивным, пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего труда и получали от него радость.
В старшей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При участии педагога дошкольники изготавливают атрибуты для игр, принимают участие в оформлении помещения, костюмов к праздникам и т.д. Можно организовать совместный труд школьников и дошкольников по ремонту детских книг, поделке игрушек на новогоднюю елку, подарков мамам к 8 Марта и т.д.
В сельской местности детей приобщают к труду взрослых во время экскурсий в сад, огород, на кролиководческую ферму, в поле, теплицу. При этом необходимо разумно сочетать активность детей и взрослых, заранее продумывать и распределять объем работы для дошкольников, предусматривать эмоциональное общение взрослых и детей, обеспечивать условия для создания радостной трудовой атмосферы.
Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные). Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.).
Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду.
К занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по окончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек, к физкультурным готовят частично оборудование и инвентарь.
В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы.
Дети дежурят по 2 человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда.
Можно организовать дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой - по подготовке материалов к занятиям, третий - в уголке природы. Когда сидящие за последними столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.
Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя вести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу. К детям 6-го года жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: "Сделай сам, как у меня", "Сделай сам, без меня", "Сделай сам, но по-другому"; "Подумай и сделай как хочешь"; "Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше" и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение ("Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе еще более трудное дело"). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.