Средняя группа
В этой группе чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребенка ("Сейчас мы с Катей, Витей и Алешей проверили, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Маша" и т.п.).
Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать в свой шкаф сменную обувь - будешь долго ее искать после прогулки; не повесила аккуратно свое платье - будешь после сна в мятом и т.д.
В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребенку или небольшой подгруппе (2-3 ребенка). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.
Педагог должен помогать воспитанникам распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда' у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит троим детям, что решил доверить им важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно, - навести порядок в шкафу со строительными материалами ("Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок!"; "У нас много дел, давайте договоримся, кто что будет делать"). Пока дети занимаются уборкой, воспитатель обращает внимание всех присутствующих на то, как они трудятся ("Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно - дело быстро спорится!"). Выполняя подобное поручение, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.
В средней группе следует приобщать детей к выполнению и таких поручений, которые не дают видимых результатов, например, куда-то сходить и отнести (взять), что-то спросить или передать на словах.
В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы, как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрение. Использование игрового приема позволяет воспитателю дать объективную оценку трудовой деятельности ребенка и при этом не обидеть его (например, петушок говорит: "Мне сегодня очень не понравилось, как Саша и Оля убирали игрушки, - они меня уронили на пол и не поставили на полку. А Юра наступил мне на крылышко. И очень обиделся").
В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д.).
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников можно организовывать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. При этом нужно постоянно доводить до сознания ребенка, что сделанная им работа нужна не только для него, но и для его сверстников, для малышей, для взрослых. Это дает возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда.