Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Тема «Склонение имен прилагательных
»
Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согласования и проверки безударных окончаний Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений данной системы, все подчинено правилам (напомним, что притяжательные прилагательные в начальных классах не изучаются).
Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей имен прилагательных с существительными, к которым они относится. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочетания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте они встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеждаются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять:
И. к а к о и? к а к а я? к а к о е? к а к и е?
Р. к а к о г о? к а к о й ? какого? к а к и х? и т.д. (косвенные падежи мн. ч. изучаются по углубленным программам).
Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.
Далее следует синтетическая работа учащихся: они склоняют существительные с прилагательными: сразу берутся примеры с твердой и с мягкой основами. Склоняется, в сущности, словосочетание, записываются формы всех падежей, выделяются окончания имен прилагательных. Можно было бы поместить все три рода в одну таблицу склонения, но это громоздко, не поместится на странице.
Таблица склонения имен прилагательных
Мужской род М у ж с кой род | ||||||||||||
И. Р. Д. В. Т. П. |
Карандаш (какой?) Карандаша (какого?) карандашу (какому?) карандаш (какой?) карандашом (каким?) о карандаше (каком?) |
желтый, желтого, желтому, желтый, желтым, желтом, |
большой большое большом большой, большим большом |
Синий Синего Синему Синий Синим Синем | ||||||||
Форма винительного падежа для одушевленных существительных пока не берется | ||||||||||||
Женский род | ||||||||||||
И. Р. Д. В. Т. П. |
лента ленты ленте ленту лентой о ленте |
(какая?) (какой?) (какой?) (какую?) (какой?) (о какой?) |
желтая желтой, желтой, желтую, желтой, -ою желтой, |
синяя синей синей синюю синей, -ею синей
| ||||||||
Средний род | ||||||||||||
И. |
полотенце |
(к а к о е?) |
Желтое, |
синее | ||||||||
Р. |
полотенца |
(к а к о г о?) |
Желтого, |
синего | ||||||||
Д. |
полотенцу |
(к а к о м у?) |
Желтому, |
синему | ||||||||
В. |
полотенце |
(к а к о е?) |
Желтое, |
синее | ||||||||
Т. |
полотенцем |
(к а к и м?) |
Желтым, |
синим | ||||||||
П. |
о полотенце |
(о к а к о м?) |
Желтом, |
синем | ||||||||