Первая младшая группа
В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например, помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было трудно, долго бы пришлось работать!" Такая совместная деятельность особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.
Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем Оле собрать кубики . Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи в коляску".
Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки"; "Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут сломаться").
Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой, воспитатель приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.
Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику ("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята! А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим . Он мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся Андрюша и Ирочка").
Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа "Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим кукол" и т.д.