Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе детского сада.
Как мы уже говорили, индивидуальный подход к детям имеет огромное значение особенно на занятиях, однако только в связи со всеми принципами воспитания и обучения дошкольников.
Принципы дошкольного обучения.
Принцип воспитывающего обучения |
Правильно организованный процесс обучения влияет на формирование личности ребёнка в целом. |
Принцип развивающего обучения |
Требует ориентации процесса обучения на потенциальные возможности ребёнка. |
Принцип наглядности обучения |
Выражает «золотое правило» дидактики, сформулированное Я.А. Коменским: «Всё, насколько возможно представлять ощущениям, а именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, нюхательное – нюху, вкусовое – вкусу, ощутимое прикосновением – прикосновению, а если что-то может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то должно одновременно подавать несколько чувств». |
Принцип научности и доступности. |
Ребёнок должен усваивать реальные знания, которые правильно отображают действительность и не противоречат научному толкованию понятий, явлений. В обучении нужно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному. |
Принцип сознательности и активности. |
Связанный с использованием таких методов, которые дают возможность ребёнку стать действительным субъектом процесса познания. |
Принцип систематичности и последовательности. |
Обеспечивается рациональным планированием, обозначением количества познавательного материала разного содержания и установлением логической последовательности в подаче его детям, в характере повторений того, что изучается, с целью улучшения его усвоения. |
Принцип позитивной мотивации обучения. |
Создание позитивного эмоционального климата, гуманных отношений педагога и детей в процессе обучения, атмосферы делового сотрудничества. |
Принцип индивидуального подхода. |
Изучение и учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка с целью всестороннего развития детей. |
Хотя занятия занимают небольшую часть общего бюджета времени пребывания ребёнка в детском саду, но их воспитательное значение велико.
«…Учение есть индивидуальная деятельность детей, - писала А.П. Усова. – Здесь каждый ребёнок проделывает определённую умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Поэтому необходимо рассматривать процесс обучения во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского коллектива».[62, с.120]
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
Индивидуальными особенностями детей следует руководствоваться при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического развития, и своеобразие психического развития, и поведения. Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его надо обязательно посадить поближе к воспитателю. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть и тихие, пассивные, молчаливые ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими ценностями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.