Анализ работ педагогов по вопросу индивидуального подхода к дошкольникам.
Исходя из этого, мы видим, что каждая личность не может быть похожа на другую, т.е. индивидуальна. Индивидуальность – это общее и особенное, что отличает одного человека от другого, делает его неповторимым; своеобразие психики и личности индивида.
И неудивительно, что вопрос индивидуального подхода к детям волновал великие умы во все времена. В опытах общественного воспитания детей, проведенных Робертом Оуэном. И Песталоцци и Оуэн практически доказали важность индивидуального подхода в перевоспитании детей с дурными наклонностями, причём, что особенно важно, они подчёркивали силу воздействия на детей доброты, чуткости, участия воспитателя, уважения им личности ребёнка, говорили о влиянии примера педагога.
Рудольф Штейнер назвал время, которое ребёнок проживает от рождения до 7 лет «возрастом подражания». Он – один из первых педагогов, сумевших показать, какое решающее воздействие могут оказать первые годы жизни на всё последующее внутреннее развитие человека. Он хотел обратить особое внимание воспитателей на то, что их личный пример, их манера речи и поведения влияют индивидуально на каждого ребёнка по-разному и гораздо сильнее, чем какое бы то ни было обучение.[15.с.6] Американский детский психиатр, профессор Сельма Фрайберг большое внимание уделяла развитию детей в первые годы жизни и особенно – умственному развитию, в первую очередь – развитию речи. Результаты исследований развития ребёнка на протяжении первых лет жизни обобщены ею в книге «Магические годы» следующим образом: …Человеческая разумность в значительной мере зависит от умения использовать символы; и прежде всего нельзя считать речь продуктом только высокоразвитого человеческого мозга и органов речи, речью овладевают в раннем возрасте через опирающийся на чувство со взрослыми. Понятие «Я», идентичность собственной личности, также как и осознание человеком самого себя как индивидуума, приобретаются на ранних стадиях контакта между родителями и детьми»[15, с.33]. Ребёнок дошкольного возраста рассматривается как единый орган чувств, причём очень тонкий и ранимый, со своими индивидуальными особенностями.
Проблема индивидуального подхода к детям получила развитие и в учении прогрессивных педагогов в России.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребёнку нельзя дать каких-то определённых советов и рецептов. Тем самым он подчеркнул творческий характер проблемы, предложив воспитателю самому выбирать из имеющегося арсенала педагогических средств те, что наиболее помогут ему подойти к данному ребёнку в данной ситуации.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой в журнале «Ясная Поляна» делится своими педагогическими размышлениями о своеобразии индивидуальных проявлений его учеников. Со свойственным ему талантом писателя и педагога он подмечает каждый штрих в характере воспитанников. Тревожная любовь к детям лежит в основе индивидуального подхода в педагогическом учении Толстого.
Немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям внесли революционные демократы А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Что особенно важно, они рассматривали вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков, о воспитании стойкости в связи с общими задачами подготовки людей, способных вести решительную борьбу с общественным злом, крепостничеством.
Для нас чрезвычайно интересным является то, что педагоги и общественные деятели дореволюционной России придавали значение разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, и это в свою очередь находило отражение в работе детских садов.