Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5 лет.
Н.А. Добролюбов также считал, что нельзя недооценивать большое влияние физического состояния ребёнка на его умственное развитие. В своём произведении «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» он делает вывод, что не следует физическое развитие понимать в узком смысле слова: «Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие всего организма и правильное совершение всех его отправлений».[19, с. 430]
Известный советский педагог и врач Е.А. Аркин отмечал непосредственную связь нервной системы с физическим состоянием и индивидуальными особенностями детей. Воспитатель должен в своей работе учитывать особенности нервной системы ребёнка, которая в ранние годы жизни даёт картину самых разнообразных отклонений.
В изучении индивидуальности каждого ребёнка, по мнению Е.А. Аркина, важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при котором ребёнок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик.
Благодаря такому контакту педагог сможет понять особенности психики ребёнка, установить причину отрицательных черт его характера, и тогда, искореняя именно эту причину, он сможет воздействовать на ребёнка, изменяя его характер в лучшую сторону. Это положение Е.А. Аркин выразил в таких словах: «В одних случаях этот выход был найден благодаря открытию в воспитуемом прежде неведомых сильных сторон, которые заглушались всяким сорняком. Когда давали им свободное плодотворное применение, жизнь начинала бить чистым ключом и прежняя мутная накипь сама исчезала.
В других случаях оказывалось, что за несносным поведением (грубостью, недисциплинированностью, озлобленностью) таится отсутствие каких-то «психических витаминов», неудовлетворённая потребность во внимании, ласке. Когда эта потребность удовлетворялась, наступало чудесное изменение в личности ребёнка». [1, с. 439]
Американские учёные Доуэй и Вильям Килпатрик доказали (в начале ХХ века), что ребёнка можно обучить лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного и физического развития и одновременно исходить из того, что сам он тоже хочет всему научиться. Изучение малолетних преступников показало, что «преобладающее большинство их страдало в детстве от недостатка любви, а не от недостатка наказаний». Эти и многие другие открытия способствовали снижению степени строгости в воспитании детей и стремлению развивать их индивидуальность. [58, с. 37]
Большое внимание вопросу физиологических особенностей детей уделял советский психолог А.В. Запорожец. Он считал, что необходимо учитывать физиологические изменения детского организма при организации режима и воспитательной работы, как в семье, так и в детском саду. Отмечал возрастающую работоспособность ребёнка-дошкольника.
Особо важное значение для развития психики имеют происходящие на протяжении дошкольного возраста изменения в строении и деятельности нервной системы, считал А.В. Запорожец.
Вместе с увеличением массы мозга происходит усовершенствование его строения. Почти все участки проводящих путей в мозговых полушариях миэлинизируются, происходит увеличение размеров и дальнейшая дифференциация клеточных элементов мозговой коры. Интенсивно развивается аналитико-синтетическая деятельность больших полушарий головного мозга. Повышается быстрота образования временных связей и точность дифференцирования воспринимаемых раздражителей.