Идея открытости образовательной среды
Открытость школы проявляется, прежде всего, во взаимосвязи ее с окружающей средой. Она определена пространственными, временными и функциональными отношениями школы с объектами и субъектами внешней действительности. В силу этого взаимодействие школы с другими системами, также являющимися открытыми, может быть организовано по типу диалога. Это, в свою очередь, приводит к образованию общего пространства, единого "события".
Проблема открытости является ключевой при постановке и решении задач школьного управления. Исследователи, занимающиеся разработкой социоэкологических проблем школьной среды, исходят из общего положения, что внутренняя психологическая организация ребенка адекватно и лучше всего может быть раскрыта только в контексте анализа всей системы воздействующего на ребенка окружения. Другими словами, при непосредственной организации образовательного процесса в школе ориентация на "открытость" должна срабатывать на всех уровнях школьной системы (начиная от архитектуры здания и внутреннего дизайна до конкретных программ обучения и стилей межличностных контактов, как по "вертикали", так и по "горизонтали").