Идеальный учитель
Они могут быть добры, а могут быть неистовы. Когда в Индии ребенка отдавали музыканту в обучение, руки ребенка и учителя связывали белым полотенцем в знак покорности и полной отдачи себя учителю. Сейчас же главная доблесть идеального учителя в современной школе – не переживать о тех, кто здесь пришел время провести, но не дремать, и не проворонить того настоящего ученика, который пришел именно к нему.
А с другой стороны… если у каждого человека есть надежда и она умирает последней, то и самый отпетый в классе тоже ждет, что к нему отнесутся как к человеку. Значит в идеале желательно, чтобы учитель нашел мотив для обучения и для того, кто пришел «протирать штаны». Всё это красиво и правильно звучит! Но где взять такого учителя! Вернее учителей. Ведь их должно быть много. Но при этом они должны быть многолико одинаковыми, такими, чтобы родовые качества Учителя играли красками видовых отличий каждого конкретного педагога. Тут должно потрудиться и государство, и общество. «Кадры решают всё»! Так отбирайте кадры, готовьте, стимулируйте!
Не стоит стыдливо умалчивать, что есть много профессий, куда осуществляется тщательный отбор. О космонавтах и подводниках говорит не стоит. Там отбор очевиден – внимательная медкомиссия. А где и как набирают в… скажем мягко - в разведчики. Но неужели роль учителя в обществе меньше, чем «Джеймса Бонда»!
Безусловно, отбор так или иначе осуществляется и в системе образования. В конце концов, отсутствие отбора – тоже принцип отбора. Но пускать на самотёк, а то и превращать систему образования в отстойник для неудачников и «дорабатывающих» - недопустимо. Необходимы меры, позволяющие обществу влиять на процесс отбора учителей. Государство должно разработать и способствовать осуществлению этих механизмов. На ранней стадии отбора, перед получением педагогического образования, возможно необходимы рекомендации и характеристики от соседей? Необходимо иметь психологический профиль педагога и на стадии профориентации подсказывать юношам и девушкам, насколько они по своей психологической природе соответствуют выбранной профессии, а там уж пускай они сами решают на свой страх и риск. Но однозначно в школу нельзя допускать акцентуированные личности, нежелательно допускать меланхоликов или смесь холерик-меланхолик. Конечно речь не идёт о запрете на профессию. Стандартный психологический профиль педагога не должен быть прокрустовым ложем, но если у кандидата есть минусы – они должны уравновешиваться дополнительными плюсами. Если же их нет, то… Но повторяем: формальный подход не допустим в отборе. А то может получиться как с портретом красавицы, который в начале 60-х годов прошлого века составил компьютер. Взяв что-то самое красивое у Софии Лорен, что-то у Мэрилин Монро и так далее и в итоге получился урод. Потому что машина не учитывала пропорций, из которых вырастает гармония целого. А если добавить, что лицо – зеркало души, а не просто нос-уши-шляпа – становится понятна сложность отбора и ответственность этой работы.
И ещё один важный момент. Допустим нам удалось правильно отобрать и хорошо подготовить целую армию идеальных учителей. Но школы старые, крыши текут, парты падают, учебников не хватает, а те, что есть – никудышные. Или в школу пришла внеплановая проверка районо-гороно-облоно… сразу после плановой… Или начался учебный год. Все весёлые. Праздник. И на уроке литературы учитель пишет вместе с учениками сочинение на традиционную тему «Как я провёл лето?» Дети пишут кто о Барселоне в красках, кто о Багамах, а учитель – о … о…… заготовках на зиму на собственной даче. Никакой учитель не сможет реализовать свой потенциал, если плохо работает вся система образования. Как не может быть хорошей системы образования без хорошего учителя, так теряется смысл иметь хорошего учителя без хорошей системы образования. Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый учитель должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей «эстафету знаний, культуры» [4]. Только тогда он сможет выполнить миссию, отраженную в первом эпиграфе. Только тогда не будет поводов для анекдотов, подобных второму эпиграфу.