Интеллектуально-развивающие игры
В игре рождается и формируется воображение. Воображение – это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления.
Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений (А. Я. Пономарев) [8;15]. Существуют творческие задачи, имеющие большую неопределенность ситуации, которые с трудом поддаются анализу и могут быть разрешены лишь благодаря работе воображения, а не мышления (хотя эти процессы тесно связанны между собой).
Сказанное заставляет задуматься над необходимостью разработки эффективных средств и методов формирования воображения младших школьников.
Обратимся к возможностям интеллектуально-развивающих игр, применяемых в воспитательной работе во внеучебный период времени в стимулировании воображения, фантазии, а значит и детского творчества.
Интеллектуально-развивающие игры, направленные на создание новых образов, идей, подразделяются на несколько групп. Первая группа игр направлена на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать на бумаге образы предметов на основе геометрических фигур, схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов (приложение 3).
Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь наибольшее количество ребят, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист Михаил Кольцов, который предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад, которую готовил сотрудник газеты по имени Виктор. Но в сознании читателей с викторией – победой и тем самым приобрело свой новый смысл [2; 174]. Принцип викторины – назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Разновидность викторины – аукцион. По своему прямому назначению аукцион представляет собой публичную продажу, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую сумму. Например, задается вопрос: «Назовите пословицы, в которых речь идет о труде».
Розыгрышем может быть и викторина, построенная на физиологических стереотипах. Когда ученика просят ответить, например, на такие вопросы, как «В каком жанре написана басня Крылова «Ворона и лисица»? обращаясь к розыгрышам, следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха, то есть никто не должен быть выставлен на посмешище.
Одной из форм активного участия в создании смешного является капустник. Возникший в театральной среде, в актерском окружении М.С. Щепкина, капустник был формой их досуга. Приобретая популярность и распространившись, капустник превратился в своеобразный шуточный спектакль, построенный на так называемом местном, близком и понятном всем материале.
Самым известным игровым шоу является Клуб веселых и находчивых – КВН. В отличие от не менее популярного «Поля чудес» КВН оказался простой, доступной для всех игрой. КВН глубоко педагогичен по своей сути [7;20]. Участие в его создании и проведении представляет собой досуговую деятельность в ее высших уровнях – творчества и социальной отдачи. КВН привлекает и объединяет одаренных и творческих людей, которые своей досуговой деятельностью формируют образец содержательного проведения свободного времени, побуждают к нему других.