Деловая игра
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:
1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел экономики. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
2) Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.
3) Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.
4) Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному учащемуся, а к конкретному или группе.
5) Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.
Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования:
1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) экономической дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
2) максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;
3) создание атмосферы поиска и непринужденности;
4) тщательная подготовка учебно-методической документации;
5) четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
7) наличие необходимого оборудования.
В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты.
Положительное в применении деловых игр: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний.
Отрицательным является: высокая трудоемкость подготовки к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры.
Рассмотрим пример деловой игры при изучении экономики.
Деловая игра «Налоговый инспектор» (приложение 1)
Цели этого урока (игры):
обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса; игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;
способствовать развитию логического мышления;
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Задача урока через игру в контексте экономизации образования - научить в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.