Методические разработки
Оборудование: эмблемы команд и жюри, набор вопросов, плакаты с заданием, секундомер, карандаши, бумага, игрушки-пищалки, гонг, призы игрокам.
Подготовительный этап. Класс заранее делится на три группы. Командам дается домашнее задание: подготовить эмблему своей команды, сделать заготовку итоговой таблицы.
Ход игры
Ведущий зачитывает вопрос игры, и, для того чтобы ответить на него, у каждой команды есть 1 минута. Та команда, у которой готов ответ, подает сигнал и с разрешения ведущего отвечает. Если ответ, данный командой, неверен, а минута не закончилась, у остальных двух команд есть возможность продолжить обсуждение и попробовать ответить правильно. Если верный ответ так и не будет дан ни одной из команд, вопрос снимается. Каждый ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы игры
1. Карболовая кислота. (Фенол)
2. Трехатомный спирт. (Глицерин)
3. Шестиатомный спирт, продукт восстановления глюкозы. (Сорбит)
4. Чем обусловлена хорошая растворимость в воде первых членов гомологического ряда спиртов? (Образованием межмолекулярой водородной связи)
5. Сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. (Жиры)
6. Спирт, который получается гидратацией пропилена. (Пропанол-2)
7. Твердые вещества, которые образуются при действии на спирты щелочных металлов и других активных металлов. (Алкоголяты)
8. Вещества, которые образуются при межмолекулярной дегидратации спиртов при t > 140 °С. (Простые эфиры)
9. Этот спирт называют древесным спиртом. (Метанол)
10. Диол с двумя атомами углерода. (Этиленгликоль)
11. Вещества, которые образуются при окислении вторичных спиртов. (Кетоны)
12. Реакция образования сложных эфиров в результате взаимодействия спиртов с кислотами. (Этерификация)
13. Правило, в соответствии с которым происходит образование спиртов из алкенов. (Правило Марковникова)
14. Общее название одноатомных спиртов. (Алкоголи, алканолы)
15. Особый вид связи, возникающий за счет атома водорода функциональной группы –ОН и электроотрицательного атома в спиртах. (Водородная связь)
16. Сравнительно высокая температура кипения спиртов объясняется… ( .ассоциацией молекул)
17. Какое соединение получается при дегидратации бутанола-2? (Бутен-2)
18. Расположите спирты в ряд по увеличению их способности вступать в реакцию этерификации с уксусной кислотой: этиловый, изопропиловый, 2-метилбутанол-2.
19. Расположите спирты в порядке уменьшения их кислотности: этанол, метанол, бутанол. (Метанол, этанол, бутанол)
20. Расположите спирты в порядке увеличения кислотности: метанол, глицерин, третичный бутиловый. (Третичный бутиловый, метанол, глицерин)
Подведение итогов.
При разработке урока использована литература [36-38].