Заключение
Конечно, на мнение школьников оказывают влияние политические событья, которые они наблюдают, а так же состояние общества, в котором они живут. Если институты демократического государства бездействуют, а общество нищает, если свобода политической деятельности не приносит ожидаемых результатов, если люди, провозглашающие себя патриотами, на деле таковыми не являются, то всё это сказывается на отношении школьников к этим понятиям и соответствующим им качествам личности.
Но не одно государство (ни только коммунистическое, но и самое что ни на есть капиталистическое) не может обойтись без общественного воспитания! Может ли оно существовать без воинов, полицейских, парламентариев, чиновников, бизнесменов, думающих не только о собственных доходах, но и об интересах общества? Разве педагогов, школу кто-то освободил от обязанности воспитать граждан? У нас утвердилось мода на всё зарубежное, в частности – американское. Почему бы нам ни вспомнить американского философа и педагога Дж. Дьюи о том, что «школы должны стать эмбрионами общественной жизни». Идеи общественного воспитания были весьма обстоятельно разработаны в отечественной педагогике. Это относится, в частности, к исследованиям в области воспитания в коллективе. Общеизвестно, что группа, в которой достаточно длительно находится человек, оказывает на него существенное влияние. Тем более коллектив проникнутый социальными интересами. Детский коллектив в школе- это педагогизированная среда, это мощное средство и усилитель педагогического влияния. Какой же резон уходить от возможностей воспитания в коллективе, если мы стремимся воспитать граждан и вообще членов общества?
Не хотелось бы, чтобы мое мнение воспринималось как следствие ностальгии, тоски по прошлому коммунистическому воспитанию.
Просто, осуждая педагогику авторитарного принуждения и насилия, нельзя бросаться в противоположную крайность- к «педагогике» невмешательства и якобы «свободного» воспитания. Действительно, воспитанию детей противопоказаны насилие и принуждение. Воспитание эффективно тогда, когда не заметно, в противном случае оно встречает сопротивление детей. Поэтому воспитательное воздействие педагогов должно быть исключительно осторожным, направленным на организацию условий, необходимых для правильного развития личности. Таким образом, проблема решается не самоустранение педагогов, а толковой современной методикой, соответствующей целям и принципам воспитания.
Существование единого образовательного пространства в нашей стране не возможно без определённой систему идей, определённой идеологии, пронизывающей школьный процесс. Думается, что среди центральных идей такой идеологии должно быть идеи гуманизма, демократии и ответственность личности перед обществом и государством.
Школы лишились ясно сформулированной цели и какой-либо рациональной системы воспитания. Школьные педагоги дезориентированы. Классное руководство нередко превращается в формальность. Те из педагогов, и , в частности, от внеклассной работы с детьми, сейчас превратились в чистых «урокодателей». Нарастающая усталость школьников от возросшей умственной нагрузки не компенсируется налаженной оздоровительной деятельностью и организованной системой отдыха.
Результаты такого воспитания (извините – дополнительного образования!) известны. Я не буду напоминать о резком росте подростковой преступности и наркомании, не бывалой распущенность, сексуальной угаре, немыслимом прежде массовом, нежелании выпускников школы служить в армии, детской беспризорности. Мне могут возразить, мол, всё это результат кризиса всего нашего общества. Да, отчасти это верно. Но верно и то, что и мы – приложили к этому свою руку! Поэтому нельзя всё списывать на кризис общества.
Итак, сводить воспоминания к образованию не допустимо уже потому, что оно специфично, хотя я являюсь частью и стороной единой учебно-воспитательного процесса. Единство этих двух процессов в том, что они обращены на одну и ту же личность и развиваются одновременно. И всё-таки эти процессы имеют специфическую сущность, у них есть явственные различия в задачах, методах, формах и результатах.
Образование
традиционно рассматривается педагогами в нашей стране как процесс и результат передачи молодёжи системы знаний об окружающем мире, т. е. как процесс просвещения. И никакие новые формулировки в законе не могут изменить сложившуюся парадигму (хотя и могут, как мы видим, серьезно повлиять на государственную политику и привести к печальным последствиям).