Ошибки педагогической логики
Также Макаренко дал характеристику наиболее распространённых ошибок педагогической логики: дедуктивное предсказание
(когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления , не проверенной наукой и практикой, и на этом основании строиться воспитательный процесс); этический фетишизм
(например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба». А безнаказанность воспитывает хулигана, - утверждал А. С. Макаренко, - и в своем опыте, и в теории обосновывал разумную систему поощрений и наказаний); уединённое средство
(когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строиться весь процесс воспитания).
В сегодняшней практике воспитания бытует немало своеобразных педагогических предрассудков типа: «свободное воспитание – это и есть гуманистическая педагогика», «школа должна быть свободна от воспитательного давления, её задачи – дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и системе дополнительного образования в не её», «воспитательные задачи решаются через введения специальных гуманитарных предметов (психологии, человековедение, мировая и художественная культура, основы этики, культура речи, этикет и т. п.) – и только», «термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет место в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий – панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги, психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу в школ…». Можно было бы называть до бесконечности подобные предрассудки, именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса.