Разработка методики проведения игрового массажа в условиях детского сада с целью укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей и приобщения к основам здорового образа жизни
Кнопка на коленке (Цзу-сань-ли). Сели на пол, согнули коленочки, положили на них кисти рук, съехали, как с горки, с коленки, и мизинчик уперся в эту точку. Нажать 5 раз.
Со всей экспериментальной группой детей мы использовали следующие виды массажа:
- массаж стоп:
ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках»);
катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры.)
- массаж рук и пальцев рук:
самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
многочисленные пальчиковые гимнастики;
массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;
ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).
- массаж спины:
игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
массаж специальными и самодельными массажерами;
массаж гимнастическими палками;
массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны;
упражнения на мяче (большом)
- массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды):
игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др.;
- массаж тела и ног:
игровой самомассаж «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;
массаж специальными и самодельными массажерами;
растирание массажными рукавичками;
выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».
Была разработана схема проведения массажа в средней группе ДОУ в течение дня, схема была составлена в зависимости от желания воспитателя и текущего педагогического процесса.(Приложение 5).
Для создания позитивного отношения к массажу в своей работе мы использовали музыкальное оформление сопровождение в виде песенок (Рельсы-рельсы, Мячик, Лошадка и др.) (Приложение 6).
Песенки для игрового массажа очень понравились детям, они обеспечивали им весёлое общение, снимали напряжение.
Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие. Дети воспринимали интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Малыши также оценивали холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении массажа дети выполняли разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж способствовал развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям. Игровой массаж также способствовал развитию речи. Стихи и песенки быстро запоминали, а движения, иллюстрирующие текст, способствовали выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняли массаж сами, но и наблюдали за проведением массажа другими детьми.
Не оставили мы без внимания и массаж с пальчиковыми играми (Приложение 7).
Стихотворные формы очень подходят для массажа каждого пальчика, привлекая внимание ребёнка каждой строчкой.
К проведению данной работы были привлечены и родители. Ими были изготовлены массажные коврики, которые мы и использовали в массаже стоп. Так же была организована консультация на тему «Массаж в жизни вашего ребенка» (Приложение 8). В уголке для родителей были помещены рекомендации при проведении массажа детей.
В целях повышения здоровья каждого ребенка, поиску новых подходов к оздоровлению детей была проведена консультация для воспитателей «Здоровый малыш» (Приложение 9).
В целом работа на формирующем этапе эксперимента была завершена.