Современные педагогические технологии
Для этого необходимо психологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудков прошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеет свои этические корни во внутреннем мире человека. Именно он может выступить в качестве основы нового образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека.
Гуманизм и гуманность — латинские слова. Humanus — человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство, человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Сравнительный анализ семантического значения этих слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств, содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования как части социальной системы необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.
Процесс культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер в том случае, если обучаемый выступает субъектом обучения. Такая закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к ученику как уникальному явлению независимо от его индивидуальнкх особенностей. Ученик воспринимает себя личностью и видит ее в каждом из окружающих людей.
Личностный подход — это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков)[7]. В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса. Эта закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладевания базовой гуманитарной культурой.
Обеспечить эти процессы, способствовать социально-психологическому развитию личности призвано социально-ориентированное обучение, являющееся составной частью гуманизации образования.
Социально ориентированному обучению присущи две основные функции: упорядочение всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью ее развития. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию.
Таким образом, предполагается, что процесс социально-ориентированного обучения с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.