Консультации для родителей
Катя. Сейчас найдем. (Берет в руки красную деревянную тарелочку с высокими краями, надевает кукле на голову. Тарелочка скользит и падает. Огорченно смотрит на взрослого). Ну, ладно. Может, без шапки пойдем? (Ждет, какой будет реакция).
Взрослый. Погода, кажется, холодная.
Катя. Тогда мы ей, Танечке моей, платочек сделаем. (Снимает с кроватки косынку-простынку и повязывает кукле платочек. Сажает куклу в коляску и вывозит на прогулку).
Какие выводы из этого наблюдения могут сделать для себя родители? Девочка создает воображаемую игровую ситуацию. Так дети, играя, осознают смысл реальных повседневных событий. Когда дети в игре берут на себя роли взрослых, они стараются как бы «стать на время взрослыми» и все больше и больше от повторения последовательности действий переходят к воспроизведению смысла позиции взрослого. Игра ставит задачу на переименование предметов, выбор заместителей – так формируется способность к мышлению, так развиваются предпосылки опосредованного, т.е. сознательного, запоминания и припоминания.
Очень важно, как это видно в игре Кати, что не «все может быть всем» при замещении предметов. Регулятором переименования, замещения, а значит, и воображения становится реальность, требование выполнения игрового действия. Именно поэтому игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Если ребёнок хорошо играет, значит, он учится мыслить и действовать, значит, значит, он не будет бесплодным фантазёром, способным лишь к умственному созерцанию.
По-видимому, теперь родители сами могут прийти к выводу, что не следует жалеть времени быть на игру. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребёнка. Если ваш малыш увлеченно и подолгу играет, вы можете быть спокойны: малыш развивается правильно.
Консультация вторая: «Может ли игра быть лекарством от телесных и душевных недугов?»
Как вести себя при заболевании ребенка, модно ли детям играть во время болезни? Это не праздные вопросы, потому что от правильного поведения взрослых у постели заболевшего ребёнка, от организации его режима и игр во многом зависят быстрота и полноценность выздоровления.
К психическому состоянию больного ребёнка следует относиться с особым вниманием. Существуют некоторые общие правила организации занятий заболевших детей. Подбор игрушек и занятий должен дозироваться в зависимости от течения заболевания и от состояния ребёнка. В наиболее тяжелый период болезни врачи рекомендуют постельный режим. Но и в постели ребёнок может понемногу играть. Полезно подготовить для ребёнка столик, который можно поместить на кровати. Этот же столик очень удобен для кормления малыша. Не следует заставлять малыша играть. Силы ребёнка во время болезни истощены. Позвольте малышам просто подержать игрушки в руках, но не уносите их. Это может огорчить ребёнка, вызвать слёзы. Интерес к игрушке остался, а вот сил играть нет.
Все игры и занятия должны быть спокойными. Часто бывает, что посреди даже спокойной игры у больного могут начаться капризы, это означает, что ребёнок переутомился. Надо уложить его, спокойно поговорить с ним, отвлечь рассказом или почитать.
Особые требования предъявляются к выбору игрушек во время болезни ребёнка. Игрушки должны быть не большими по размеру, легкими и неяркими. Когда вам нездоровится, вы инстинктивно стремитесь оградить себя от избыточных раздражителей: притушить свет, уменьшить громкость звучания телевизора, радиоприёмника. То же самое испытывают и дети, только самостоятельно они не могут создать себе необходимые для отдыха нервной системы условия. Яркие и большие игрушки, а также предметы, требующие активных движений, даже если до болезни они были любимыми, следует спрятать. Но если же у ребёнка есть особенно любимая кукла или мишка, позвольте ему положить их рядом с собой в постель. Нельзя детям во время болезни давать новые игрушки, действия с которыми вызывают умственное напряжение. Это очень важно, так как специальными исследованиями показано, что во время болезни уровень психического развития ребёнка, а значит, и продуктивность его творческой игровой деятельности снижаются. Это хорошо видно на детских рисунках. Во время болезни ребёнок начинает рисовать мелко, не раскрашивает рисунок цветными карандашами, а просто проводит карандашом по бумаге. Ни в коем случае не следует пугаться этого и делать поспешные выводы относительно психического состояния ребёнка. Если правильное лечение и режим малышу обеспечены, то по мере выздоровления все временно утраченные навыки восстанавливаются.