Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
Столь убедительные данные, доказывающие положительное влияние игры на разные формы произвольности дошкольников, заставляют поставить вопрос о том, почему введение роли и сюжета различных развивающих игр оказывает столь «магическое» действие?
Каков психологический механизм влияния роли игры на произвольное поведение ребёнка? На то, как влияет игра на ребёнка при выполнении логопедических заданий? Отвечая на этот вопрос, Д.Б. Эльконин выделяет два таких механизма. Первый из них состоит в особой мотивации игровой деятельности. Выполнение определенной роли в игре, будучи эмоционально привлекательным, для дошкольника, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Введение сюжета меняет смысл действий для ребёнка и правило поведения, неразрывно слитое с привлекательной ролью и сюжетом, становится предметом (мотивам) его деятельности. Второй механизм влияния роли на произвольное поведение дошкольников состоит в возможности объективации своих действий, способствующей их большей осознанности и управляемости.
Правило заключенное в роли, отнесено именно к ней и лишь через неё к самому ребёнку.
Этим значительно облегчается его сознание, т. к. правило оказывается как бы вынесенным вовне. «Оценить свои действия, подчинить их сознательному определенному правилу ребёнку дошкольного возраста ещё очень трудно, ибо это требует рассмотрения собственного поведения. В игре же правило отчуждено, задано в роли, и ребёнок следит за своим поведением, контролирует его как бы через зеркало – роль» [30].
Итак, игра + сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения. «Ведь чтоб усвоить материал на логопедических занятиях требуется воля и усидчивость, внимание и сосредоточенность, что дается детям с трудом, но благодаря игре усвоение материала происходит без напряжения, а как бы произвольно, играя с ребёнком. Так, в работе К.Я. Вазиной исследовалась целеустремленность дошкольников в игровой деятельности – их умение ставить игровую цель и удерживать её на трех этапах «проявления воли»: постановка цели, планирование и реализация задуманного. Так на протяжении всего дошкольного возраста целеустремленность больше фиксируется в постановке цели, чем в планировании и контроле.
Особый интерес представляет содержание мотивов, побуждающих дошкольников к волевым и произвольным действиям. Среди таких реально действующих для дошкольников мотивов отмечают: поощрения и признание взрослого, игровой мотив, соревновательный мотив, самолюбия и признания сверстников.
Во всех исследованиях доказывается эффективность обучения игрой (в которой присутствует и дух соревнования, с которым легче добиться успеха, и также в игре ребёнок показывает перед сверстниками и закрепляет свой успех (Дидактическая игра, лото, мозаика, кто быстрее? кто первый? и т.д.), начинает уважать себя, за то, что получилось на занятии, а если не получилось то взрослый поощряет словами, что это игра и в следующий раз получится удачнее (с такими оценками ребёнку легче избавляться от дефектов речи, благодаря игровым ситуациям).
Важные результаты относительно влияния мотивации на выполнение деятельности в разных возрастах были получены в работе З.В. Мануйленко. Результаты её экспериментов показали, что наибольшая зависимость от условий деятельности наблюдается у детей 4–5 лет: в условиях игры время удержания розы увеличивается у них в 4–5 раз.