Заключение
Детство – очень важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В ней естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом.
На основе теоретической литературы в первой части курсовой работы мы осветили взгляды на сущность и историю игры. На этапе теоретического изучения проблемы мы основывались на положении о социальной природе игры, которая возникла на определенном этапе развития общества. Нашла обоснование роль игры в умственном развитии дошкольника. Мы рассмотрели ту роль игр, которую определяли в своих педагогических взглядах, Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Смирнова и др. Так мы пришли к выводу о том, что игра – вид деятельности, где находят свое отражение потребности ребенка и складываются наилучшие условия для разностороннего развития личности.
В практической части мы реализовали 3 этапа исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На первом этапе эксперимента мы выявляли уровень развития психических процессов: внимания, мышления, памяти. На втором этапе реализована программа развивающих игр, направленных на развитие познавательных процессов. На третьем этапе мы проводили похожие эксперименты, но на другом материале, для сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов. По полученным результатам можно отметить повышение показателей умственного развития после проведения формирующего эксперимента.
Исходя из проведенной исследовательской работы мы подтвердили выдвинутую гипотезу: игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольников. Поставленные перед исследованием задачи реализованы.
Исходя из полученных результатов, при организации педагогического процесса необходимо учитывать следующее:
· Отдавать приоритет игровой деятельности, так сказать, дать детям наиграться
· Шире включать игры во все виды деятельности дошкольника
· Осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр
· Содействовать проявлению творчества, инициативы со стороны детей в игровой деятельности
· Не стоит забывать и о грамотном руководстве игрой, её обогащении со стороны педагога