Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Обоснование проблемы
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период обучения), в частности, дидактические игры.
Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе и родителями. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Другой очень важный и существенный аспект дидактических игр, - а именно, рассмотрение их как способа обучения, освещён в несколько меньшей степени.
Вместе с тем, не секрет, что многие родители так или иначе пытаются сформировать у детей-дошкольников первоначальные навыки счёта, письма, чтения и дают это подчас недостаточно грамотно и умело, в меру своих представлений. Однако именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата.
Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте
Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учёба, в подростковом – общение со сверстниками.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребёнком действительности.
Известный детский психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развёрнутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.
Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.
Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.
В целом игра рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;