Заключение
В процессе работы над темой был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме. В результате чего был сделан вывод, что вопрос об использовании игры в обучении стоял давно(к нему обращались Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), но в последнее время интерес к этой проблеме сильно возрос со стороны педагогов, авторов УМК.
Тем не менее, не все авторы включают игровой материал в свои учебники, тетради и методические пособия. А.А.Плешаков был первым, кто начал использование игрового материала в своих учебниках и тетрадях. В связи с этим был проведен анализ УМК «Окружающий мир: Мир вокруг нас», в результате чего я пришла к выводу, игровых заданий достаточно много, но они не достаточно разнообразны, и используются не на всех этапах урока(в основном это актуализция знаний в начале урока и закрепление полученного материала дома).
В связи с этим, в ходе исследования, учитывая рекомендации автора, была разработана система игра и занесена в таблицу № 1. Эти игры были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что уроки окружающего мира на являются любимыми среди учеников, дидактических игр используется мало, учителя испытывают трудности при подборе игрового материала. Так же был проведен срез знаний, который показал высокий процент оценок «4» и «3», что говорит о невысокой усвояемости знаний.
В ходе формирующего эксперимента дидактические игры были включены в ход уроков и проведено наблюдение за изменением активности учеников на уроках окружающего мира.
Контрольный эксперимент, проведенный после формирующего, показал, что ребята стали более активны на уроках, сами уроки стали интересней, повысилась успеваемость, что показал новый срез знаний (количество оценок «5» увеличилось, а «3» снизилось).
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет большое значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда следует, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.