Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, мир, красота, образование, любимая работа, привлекали людей во все времена. Все эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практикой всемирной истории. Не случайно гуманизм получал и получает наиболее выраженную форму в тех обществах и на тех стадиях их развития, когда особенно острым становится отношение к прошлому. В тех странах и в те периоды, когда культурно-историческая традиция ослабевает, гуманистическое начало отступает на задний план, что неизбежно порождает технократические тенденции, бездуховность и многие другие негативные явления. В условиях демократического преобразования российского общества речь, поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых и даже не о переоценке ценностей, а прежде всего о перестройке системы ценностей.
Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека — это значит лишить его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а общечеловеческие ценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение гуманистических ценностей.
Отличительная особенность современной России — ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», на отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее нравам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В пробивном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.
Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что современный институт образования в России не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни[3]. Чтобы использовать весь конструктивный потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения. Последний проявляется в сохраняющемся до сих пор доминировании технократического и утилитарного подходов к теории и практике образования. До настоящего времени мы сталкиваемся с тем, что практическое воплощение идеи гуманизации носит деформированный характер. Материально-организационная база образования, даже при ее очевидной слабости и неразвитости, все-таки опережает формирование его субъективного фактора. Человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.