Игра как метод коррекции
Игры-инсценировки - основаны на проигрывании ролей в смоделированных ситуациях.
Метод инсценизаций - за счет него, например, осуществляется театрализованное воспроизводство событий и т.д.
Метод генерализации идей - метод “мозговой атаки", “мозгового штурма” характеризуется резкой активизацией мыслительной деятельности нескольких человек или группы с целью за очень короткий отрезок времени выработать максимальное число идей (в том числе и совершенно нетрадиционных) для разрешения проблемы. Это достигается психологической настройкой участвующих в разрешении проблемы через введение их в роли персонажей из реальной жизни, как бы реально существующих персонажей. Излагается суть поставленной проблемы, условия ее решения, ограничения, связанные с ее решением. И дается установка в сжатые сроки выработать решения.
Метод случайности - основан на рассмотрении какого-либо случая группой учащихся, сопоставлении решений, предлагаемых отдельными учениками, с правильным решением.
Ситуативный метод - основан на введении ученика в какую-то сложную ситуацию.
Микро-преподавание - метод творческого обучения сложной практической деятельности.
Эффективность игровых методов зависит в первую очередь от методики их организации и проведения учителем, требует значительных умственных и физических усилий, времени на подготовку, значительного объема справочной, монографической, учебной, методической литературы, технических средств.
Теория детской игры подробно изучена отечественной психологии. Сущности, мотивом, структуре и функции игрового поведения посвящены исследования Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Эльвонина и других. Исследователи рассматривают игру, как эволюционно и исторически сложившийся вид специфической деятельности человека, которая особенно ярко проявляется в детском возрасте.
Эволюционное игровое поведение закреплено в наследственных структурах и его особенности проявляются в индивидуальном развитии при последовательной смене возрастных и критических периодов. Однако подчиняясь закономерному порядку реализации биологических программ развития детская игра в тоже время в высшей степени социализирована. Оба этих важных момента учитывать при осуществлении деятельности практического психолога. Важным здесь является обучающий, развивающий и корректирующий характер игры.
Под влиянием наследственных программ игра способствует отработке и накоплению соответствующего индивидуального опыта путем упражнения в сенсорной и моторной сферах налаживания сенимоторных взаимодействий, Формированию вида специфических комплексов поведения, приобретению навыков в общении, широкому ознакомлению с окружающим миром. Игра носит обучающий и развивающий характер, т.к ребенок играет не только с детьми, но и с родителями. Родители обучают детей многим навыкам, которые будут нужны во взрослом состоянии.
В структурном плане игра отличается тремя характерными особенностями, которые можно учитывать при использовании игр в диагностической и коррекционной работе:
1. В игре имеется упорядоченная последовательность взаимодействий.
2. Имеется подвох (это значит, что взаимодействие происходит не двойном уровне и один из этих уровней скрыт от другого).
3. Имеется выигрыш.
Развивающий характер игры отражен во взглядах К. Гросса, который считал игру формой самоусовершенствования молодых существ, его теория носит название "Теория предупреждения". К этой же мысли склонялся В. Штерн, который назвал игру "Зарей" серьезного инстинкта.