Теории происхождения игры
У детей, указывал А.С.Макаренко, есть страсть к игре. Ребенок играет даже тогда, когда ему дают серьезное дело. Сам труд в этом случае приобретает для него характер увлекательной игры, что убедительно подтверждает вся практика работы Макаренко. Вся жизнь детского коллектива должна быть пропитана игрой, только в этом случае можно говорить об эффективном формировании у ребенка чувства долга, товарищества, коллективизма.
Игры у детей носят целенаправленный характер. И необходимо предоставлять ребятам самостоятельность в постановке цели и умении ее достигать. В игре важно, чтобы ребенок сочинял, комбинировал. Строил, только тогда можно воспитать у него инициативу, настойчивость, изобретательность, навыки работы в коллективе. Но это никоим образом не отрицает роли воспитателя, педагога в организации игр детей. Правильное, основанное на доверии и авторитете руководство играми – залог успешной организации детского коллектива.
Учение А.С.Макаренко о коллективе и игре как средстве его воспитания применимо в основном для работы с детьми школьного возраста. Но, безусловно, оно имеет большое значение и для дошкольной педагогики Однако перенесение идей Макаренко о детском коллективе на дошкольный возраст не должно носить механического, шаблонного характера. Необходимо учитывать те специфические особенности, которые присущи маленьким детям. Ребенок в этом возрасте делает первые шаги в установлении коллективных связей, и поэтому они еще не устойчивы, он не имеет достаточных навыков к совместным действиям, что не может не накладывать своего отпечатка на работу воспитателя по организации игровой деятельности детей и ее использования в целях воспитания.
Чтобы эффективно решать задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей, чтобы успешно проводить работу по формированию и укреплению детского коллектива, педагог обязательно должен использовать все воспитательные возможности, заложенные в игре: ее содержание, игровые роли, правила, преодоление определенных трудностей при формировании игрового коллектива, связь с трудом, участие в игре самого воспитателя.
Содержание игры, обусловленное в значительной мере постановкой обучения в детском коллективе. «Игра детей- зеркало общества,»- тонко подметил чешский писатель-патриот Юлиус Фучик. Отражение жизни общества в игре обнаруживается во всем: в сюжете и правилах, в общении с предметами и во взаимоотношениях детей друг с другом, в из действиях, поступках, разговорах и репликах. Поэтому, пишет Р.И.Жуковская, « одним из решающих условий воспитания детей через игру является планомерное развитие ее идейного содержания, которое удовлетворяло бы духовные потребности ребенка».
Психологами и педагогами установлено , что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала эти действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры ( воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий ( совершаемых во внутреннем плане, « в уме»).
В игре у ребенка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможно никакая, даже самая простая человеческая деятельностью
Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знаний.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания. Навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.