Содержание и формы физического воспитания младших школьников
В решении задач школьной педагогики - физическое воспитание занимает особое место. Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма школьника, обеспечение его всестороннего развития. "Один из основоположников теории физического воспитания в нашей стране П.Ф. Лесгафт подчёркивал, что оно не ограничивается оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков, а должно быть органически связано с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания". Только при наличии такой связи можно осуществить реализацию общей цели воспитания, которая, по Лесгафту, заключается во "всестороннем гармоническом развитии деятельности человеческого организма".
Наиболее трудный вопрос заключается в определении рационального уровня двигательной активности для каждого ребёнка. На основании антропометрических измерений и физиологических исследований, можно увидеть приблизительные показатели, которые необходимо корректировать с учётом психолого-педагогических наблюдений за поведением школьника. Для специалиста, работающего со школьниками, необходимы профессиональные знания о теории и практике физического воспитания, профилактике и лечению больных детей, физиологии и психологии школьного возраста и т.д. Инструктор физкультурно-оздоровительной работы - это профессиональный работник в сфере физической культуры и спорта, а значит и специфика его знаний в этой области должна выделять основные категории: культура физическая, спорт, здоровье, тренировка.
Самое общее из них понятие - это "физическая культура", оно включает в себя всё остальное и представляет собой символ одной из частей, компонентов общей культуры человека. В самом узком смысле это понятие может означать: возделывание тела, обладающего множеством физических характеристик.
Физическая культура представляет собой особую сферу социальных отношений со своими специфическими свойствами, обеспечивающими удовлетворение естественных двигательных потребностей человека, оптимизацию на этой основе его физического состояния.
Коренной задачей организации физкультурно-оздоровительной работы являются вовлечение широких масс в систематические занятия физическими упражнениями. Опыт истории свидетельствует, что то или иное явление входит в культуру, быт, привычки народа тогда, оно обретает мировоззренческий статус, признается непреложным компонентом их жизнедеятельности, когда люди не мыслят вне его своего существования.
Для того чтобы занятия физической культурой охватили всё население страны, необходимо выработать у них прочную мировоззренческую ориентацию на физическую культуру, что является задачей всей воспитательной работы. Ведущая роль в этом должна принадлежать работникам физической культуры. Основными специфическими средствами физического воспитания человека являются физические упражнения, которые исторически сложились и методически оформились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма. Физические упражнения, как средство физического воспитания предполагают активную двигательную деятельность занимающихся с учётом уровня физического развития и возрастных особенностей организма. Особое значение приобретает дальнейшее улучшение организационных форм массовой физкультурной работы среди детей, подростков и юношей, разработка и научное обоснование форм, эффективных средств и методов физвоспитания всех контингентов населения нашей страны.
Воспитание у школьников активных интересов - это очень важная педагогическая проблема. Особенно значимым на современном этапе социально - экономического развития общества, является формирование познавательных интересов к разнообразным видам человеческой деятельности вообще и к спортивной деятельности в частности. Для всех этапов физкультурно-оздоровительной работы необходим путь формирования интереса к физическим упражнениям у школьников, учитывая при этом возраст, физические и умственные способности, семейные отношения и профессию родителей, традиции, материально - техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса.