Обзор научно-методической литературы по использованию игр и игровых обучающих ситуаций в природоведческой работе с детьми
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка служила формированию его способностей». [5; 17]
А.Н. Леонтьев, анализируя значения дидактических игр для развития основных черт личности ребенка, указывает на два момента, определяющих роль этого вида игровой деятельности. Первый заключается в том, что игры создают условия, в которых впервые появляется «самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей умений». Второй относится к содержащимся в играх с двойной задачей (дидактической и воспитательной) моральным моментам. «И здесь . важно то, что этот моральный момент выступает в деятельности самого ребенка, т. е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции».
В исследовании Г.Н. Толкачевой показано, что при использовании дидактических игр можно достичь положительных результатов в формировании потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста и в коррекции поведения дошкольников. Это обусловлено тем, что дидактические игры, как подчеркивает автор, « .создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (ситуации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей». [8; 180]
Несмотря па то, что педагогика издавна использует дидактическую игру для воспитания и обучения детей разного возраста, изучение литературы показало, что в немногих имеющихся исследованиях, методических пособиях, посвященных данным играм, уделено внимание экологическому воспитанию, ознакомлению с природой.
Исходя из констатации факта, что дидактические игры в дошкольной педагогике являются важным средством воспитания, обучения и развития, стало возможным предположить, что данный вид игровой деятельности будет выступать эффективным средством экологического воспитания старших дошкольников. В исследовании значимыми были следующие возможности дидактических игр, выделенные учеными, которые обосновывают их использование как средства экологического воспитания: воспитание настойчивости в достижении положительного результата, формирование способностей ребенка, обеспечение эмоционального характера деятельности детей, создание условий для проявления сознательной оценки своих возможностей, реальной самооценки, стимулирование творческой деятельности, формирование потребности в самоутверждении, развитие води и произвольности, воспитание личности а целом.
Включение игр в процесс экологического воспитания создает эмоциональный фон, который обеспечивает далее эффективный результат усвоения знаний, умений, навыков. На это указывал еще А. В. Запорожец, подчеркивая, что эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность, на его творческие способности. Эту мысль подтверждает и исследование Л.А. Абрамян и А.Д. Кошелевой, в котором отмечается, что посредством игры легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.
Соблюдение детьми старшего дошкольного возраста норм поведение, в том числе в природе, требует проявления определенных волевых усилий. Использование же дидактических игр в процессе воспитания дошкольников оказывает значительное влияние на развитие воли и произвольности. Это подтверждают результаты исследования Е.О. Смирновой. Так, установлено, что в ходе проведения игр с правилами, в том числе дидактических, дети учатся сдерживать непосредственные импульсивные движения, становятся более дисциплинированными, лучше контролируют свои поступки, охотно принимают и увлеченно выполняют задания и поручения взрослого, стремятся соблюдать правила общения и поведения.