Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей
Сущность человека, личности предполагает единство его биологической, психологической и социальной природы.
Развитие моторных функций может являться, и является на деле, одной из центральных сфер компенсации умственной недостаточности и обратно: при моторной недостаточности у детей происходит усиленно интеллектуальное развитие. Относительная независимость функций при их единстве приводит к тому, что развитие одной функции компенсируется и отзывается на другой.
В психологической теории и педагогической практике исследуются процессы развития, становления личности, коррекции неадекватного поведения детей и подростков.
"Еще И.П. Павлов установил, что форма поведения, действие не могут быть поняты до конца без рассмотрения в перспективе будущего, цели. Этот фундаментальный факт И.П. Павлов закрепил в гениальном термине "рефлекс цели". Существование препятствий создает "цель" для психических актов, то есть вводит в развитие психики перспективу будущего, а наличие этой цели создает стимул для стремления к компенсации: из способности возникает сила, из недостатков способности".
К детям с асоциальным поведением, в собственном смысле слова, могут быть отнесены функциональные случаи отклонения от нормы в поведении, развитии психическом, нравственном, физическом, а так же дети подросткового возраста, имеющие некоторые отклонения в состоянии здоровья (сколиоз, зрение, сердечно-сосудистые заболевания, болезни нервного происхождения).
Наибольшее число случаев дисгармоничного развития приходится на детей с избыточной массой тела.
По мере вступления детей в стадию полового созревания отмечаются существенные изменения контингента здоровых учащихся. В период интенсивного роста и развития, когда происходит бурная перестройка нейроэндокринных механизмов и повышается активность желез внутренней секреции, отмечается, что за период с 1 по 8 классы число детей, относящихся к 1 группе здоровья уменьшается на 35%, одновременно вдвое возрастает 2 группа (детей с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья), в основном нарушения зрения, осанки, дисгармоническое физическое развитие. Примерно в два раза, возрастает так же число учащихся, имеющих хронические заболевания (3 группа здоровья).
За годы обучения в школе, дети буквально "обрастают диагнозами", особенно в период полового созревания. Все более актуальной становится проблема психического здоровья школьников, что объясняется значительным увеличением числа детей, испытывающих трудности при обучении, имеющие отклонения в поведении, эмоциональной сфере, различные невротические расстройства.
В динамике нервно-психических заболеваний отмечается общая тенденция - заметный рост функциональных расстройств ("пограничных" состояний). "По данным Всемирной организации здравоохранения, их частота за несколько последних десятилетий выросла более чем в четыре раза, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Число детей с этими расстройствами равняется примерно 25% от их общего числа". Среди факторов, обуславливающих "пограничные" нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте, особо следует отметить факторы, связанные с условиями жизни ребенка в семье, как биологического, так и социального характера. Это - алкоголизм родителей, конфликтные ситуации в семье, безнадзорность, воспитание ребенка в неполной семье, эмоциональная депривация, гипо- и гиперопека со стороны родителей. По данным исследователей, каждые четыре из пяти учащихся, страдающих невротическими расстройствами, воспитывались в семьях, страдающих напряженными межличностными отношениями, среди детей с "пограничными" нервно-психическими расстройствами в 33% случаев имели место, неблагоприятные семейные условия и конфликтная обстановка в семье, в 50% - алкоголизм родителей. Сочетание неблагоприятных социальных условий является основным фактором риска в возникновении различных нарушений нервно-психического развития детей и приводит вначале к школьной дезадаптации, а в пубертатном возрасте, при отсутствии своевременной коррекции, к манифестации психоподобных и психоорганических проявлений с наклонностями к асоциальным формам поведения.
Среди различных нервно-психических расстройств "пограничного" характера наиболее часто встречаются систематические и невротические проявления - раздражительность, нарушение сна, энурез, навязчивые состояния (тики, навязчивое стремление грызть ногти, волосы) и другие формы неврозов, в том числе логоневроз, задержки психического развития, различные отклонения в поведении и др.
В предпубертатном и пубертатном возрасте отмечается увеличение частоты ипохондрических, истерических расстройств у школьников, в этом же возрасте чаще наблюдаются случаи патологического формирования личности.
Дети, страдающие "пограничными" нервно-психическими расстройствами, особенно сочетающимися с ранним органическим поражения головного мозга, составляют группу "риска" по развитию школьной дезадаптации, одним из проявлений которой является неуспеваемость. Чаще всего речь идет о психическом инфантилизме, эмоциональной незрелости, сниженной работоспособности. У таких детей наблюдается эгоцентричность, неспособность сочетать свои интересы с интересами коллектива, слабость волевых функций.