Особенности формирования двигательных навыков и умений детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развивающего развиваются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Движения - основа здорового состояния организма человека, без них невозможна его творческая деятельность. Ограничение движений неблагоприятно влияет на все жизненные процессы растущего организма.
Своевременное и разностороннее развитие движений является одним из основных показателей и основных усилий физического и нервно-психического совершенствования.
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков.
Нервная система играет важнейшую роль в формировании двигательных навыков. Об этом свидетельствуют теоретические исследования П.К. Анохина, Н.А.Бернштейна, которые вносят значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения.
На шестом году жизни происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног. С развитием центральной нервной системы движения ребенка становятся все более разнообразными, точными координированными, он способен контролировать свои действия. Основная работа с детьми этого возраста направлена на совершенствование навыков движений. Для детей этого возраста вводятся большее количество упражнений с сохранением равновесия. Ходьба становится более координированной, исчезают лишние движения, длина шага увеличивается. (11, с. 148). Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребенок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий (7, с. 228).
Растущие возможности детей ведут к еще большему усилению образовательно-воспитательной роли физической культуры. Сохраняется и оздоровительное назначение. Продолжаются формирование правильной осанки, разучивание техники движений, ходьба на лыжах, плавания и других видов спортивных упражнений.
Обучаясь технике движений, получают представления и значения о разнообразных способах движений из назначений, сходства и различии в силе, скорости, направлении, характере сложности. У ребенка формируют практические умения и навыки в этих способах, и упражняется в них.
Развитие двигательных качеств осуществляется постепенно в упражнениях и подвижных играх с применением специальных средств и методов.
Новыми для старших дошкольников являются соревновательные формы работы.
Ставится задача воспитания у детей умения играть в подвижные игры по собственному почину, относится к выполнению правил. Детей приучают отвечать на вопросы воспитателя, анализировать простые движения, оценивать их качество, вычленять ведущие фазы, путем сравнения замечать ошибки и исправлять.
"Программой воспитания и обучения в детском саду" определены задачи и содержание работы по развитию движений. Так в старшей группе предусмотрено продолжать работу по совершенствованию двигательных умений и навыков. Формировать правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Закреплять умения детей легко ходить, бегать, энергично отталкиваясь от отпоры. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость; морально-волевые качества, выдержку, находчивость.
Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования.