Профессиональная ориентация школьников как одна из задач трудового воспитания школьников
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии [11, c. 87].
Целью трудового воспитания в советской школе является формирование у учащихся сознательного отношения к труду. Достигается эта цель последовательным решением следующих педагогических задач [6, c. 34].
1. У учащихся нужно сформировать потребность в необходимости труда на общую пользу. Формирование такой потребности предполагает длительное целенаправленное включение учащихся в различные виды трудовой деятельности, создание воспитывающих ситуаций, в которых учащиеся могут испытывать моральную удовлетворенность от бесплатного, бескорыстного действия.
2. В условиях соединения умственного и физического труда создаются реальные предпосылки к развитию интеллектуального потенциала школьников, формированию у них потребности в непрерывном совершенствовании знаний, прежде всего в области фундаментальных основ наук, обеспечивающих научно-технический прогресс.
3. Сознательное отношение к труду предполагает наличие необходимых умений и навыков, облегчающих выполнение трудовых нагрузок и обеспечивающих качество изготавливаемой продукции. Нередко школьники хорошо понимают значимость и необходимость труда, но пасуют перед первыми трудностями, которые связаны с определенным напряжением рабочей позы, ритмом, в котором необходимо действовать, сложностью производственных операций и т. д. Закрепление необходимых трудовых умений и навыков, развитие настойчивости, аккуратности, сноровки, смекалки и других нравственных и волевых свойств личности сопровождает трудовой процесс.
4. Задача трудового воспитания в формировании трудовой деятельности школьников: высокой культуры, организации, четкости, точности, экономного расходования материалов и трудовых усилий, умения качественно выполнять работу, бережного отношения к материальным ценностям.
5. Формирование у школьников интереса к деятельности в сфере материального производства и стремления к приобретению производственных специальностей.
6. В задачи трудового воспитания входит профессиональная ориентация молодежи, своевременное ознакомление школьников с различными видами трудовой деятельности, с потребностями их экономического района в специалистах определенного профиля.
7. Задачей трудового воспитания является развитие организаторских способностей школьников, воспитание у них целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив, развитие умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, творчески оперировать полученными знаниями и умениями, передавать их другим людям; воспитывать различные коллективные формы труда, соревнования, взаимопомощи, с тем, чтобы развить чувство товарищества, взаимоподдержки, взаимоответственности.
8. В процессе трудового воспитания необходимо формировать нравственные качества личности, вырабатывать у школьников социально ценные установки на все виды трудовой деятельности. Особое значение имеет воспитание производственной дисциплины, трудолюбия, ответственности, социальной активности, инициативы и творчества. В системе перечисленных задач осуществляется психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, происходит выявление их интересов, наклонностей и развитие способностей.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [16, c. 43].
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей [21, c. 87].