Особенности организации учебного процесса
Кредитная система обучения
– образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
Кредит
– унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) занятий обязательно сопровождается 2 контактными часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС).
Главные задачи
организации учебного процесса с использованием кредитной системы:
унификация объема знаний;
создание условий для максимальной индивидуализации обучения;
усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся.
Характерные черты
кредитной системы обучения:
введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;
свобода выбора обучающимися элективных дисциплин, включенных в рабочий учебный план;
свобода выбора обучающимися преподавателя, при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава в АЭСА или г. Алматы, в региональном институте АЭСА или городе его местонахождения;
непосредственное участие обучающегося в формировании своего индивидуального учебного плана;
вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;
обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами в печатной и электронной формах;
использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.
Кредитная система обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее набранных кредитов по всем уровням и ступеням высшего и послевузовского профессионального образования.
Кредитная система позволяет:
значительно расширить объем профессиональной подготовки;
изменить содержание учебных программ от канонизированного к инновационному;
повысить уровень академической свободы обучающихся;
ориентировать студентов на активную самостоятельную работу с использованием проблемно-поисковых методов;
увеличить возможность корректировки профессиональной направленности в зависимости от изменений на рынке труда;
стимулировать экономическую эффективность учебного процесса.
Образовательные профессиональные программы и учебные планы
Содержание образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в соответствии с государственными общеобязательными стандартами и реализуется через рабочие учебные планы и программы.
Индивидуальные учебные планы (ИУП), определяющие образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно, формируются по установленной форме на каждый учебный год лично обучающимся с помощью эдвайзера. Эти планы утверждаются заведующим кафедрой в двух экземплярах: один – хранится на кафедре и служит основой для осуществления контроля за выполнением обучающимся учебного плана, второй – вручается обучающемуся.
Правила составления индивидуального плана
Обучающийся должен:
учесть в своем плане все дисциплины группы А
(обязательный компонент) и В
(компонент по выбору);
записаться не менее чем на установленное количество кредитов в учебном году для освоения образовательной программы соответствующего уровня;
соблюдать установленные сроки регистрации на учебные дисциплины и внесения изменений в ИУП.
Обучающиеся осваивают учебные дисциплины в строгом соответствии с утвержденными индивидуальными учебными планами.
Институт тьюторов и эдвайзеров