Обучение и воспитание детей со сложным дефектом
Результаты обследования таких детей привели к определению задач, требующих решения.
· Развивать способности понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить обозначать их словами.
· Формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа предметного мира.
· На основе активного использования сохранных анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение, учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве), обозначать их словом, самостоятельно использовать новые слова в речи; побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.Намеченные задачи определили направления работы.
· Организация коррекционно-развивающей среды в группе и кабинете тифлопедагога (периодическая сменяемость зрительно-речевых тренажеров, оформление развивающих тематикой и временем года).
· Ежеквартальное обследование детей, анализ его результатов и выводы (какие игры, упражнения, литературные произведения наиболее эффективны для решения поставленных задач).
· Разработка комплекса коррекционных игр, направленных на активизацию чувственного познания и речи. Обратим внимание: практический материал многократно апробирован и подтвердил свою эффективность.